Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Социальные плакаты в школе

Какие во вред, какие во благо?

В дни приемки школу терзают как хотят. Непосредственных и косвенных проверяющих очень много, а их требования зачастую не только неисполнимы, но и абсурдны.

Вот Роспотребнадзор отказывается подписать акт приемки на основании того, что на кухне нет отдельной яйцемойки; вот один из членов комиссии кладет перед директором бланк заявления для вступления в «Единую Россию» и объясняет, почему это нужно для нормального функционирования школы; вот управление образования требует установить «тревожную кнопку» – срочно, распоряжение президента! Установили, а проверить, работает ли, нельзя: штраф пятнадцать тысяч.

В этом году приемка некоторых школ стопорилась из-за отсутствия антитеррористических, антиалкогольных и антинаркотических стендов.

От начальника районного отдела образования нам пришло письмо:

«Я к вам с просьбой. Нам предстоит срочно закупить для школ плакаты антинаркотической тематики. А очень часто такие плакаты работают «наоборот», возбуждают у детей интерес к теме. Не могли бы вы порекомендовать производителей «правильных» наглядных материалов?»

Понимая, что переадресовывать вопрос тем, кто отдал это безответственное распоряжение, не имеет смысла, мы зашли на сайты лучших производителей рекламы: www.adme.ru/, www.socreklama.ru/ – и списались с экспертами.

Гюзелла Николайшвили, научный руководитель интернет-проекта «Социальная реклама», ответила нам:

– Опасения педагогов понятны: именно плакаты «против наркотиков», как правило, становятся источником дополнительного интереса к теме. Именно так произошло в США в 2002 году. После того как было принято решение об усилении антинаркотической пропаганды, количество молодых наркоманов резко возросло. И все-таки, чтобы ответить на вопрос о том, какие плакаты «правильные», нам надо посмотреть сами плакаты и провести экспертизу каждого. Если вы уже что-то получили, присылайте фотографии к нам на экспертизу. Мой адрес: ggn2002@bk.ru.

А с сайта www.adme.ru/ нам сообщили, что поднятая в письме тема настолько серьезна, что сайт готов привлечь сильнейших рекламных стратегов и креативщиков для ее детальной проработки. Однако сразу заметили: «лобовые» изображения и надписи очень опасны. Лучше приобрести добрые радостные плакаты, рекламирующие спорт, путешествия, искусства – все, что заражает оптимизмом и уводит от пагубных пристрастий.

Но вот парадокс: в то время как специалисты по визуальной коммуникации считают нужным провести всестороннее обсуждение предполагаемого продукта, выработать критерии, проэкспертировать варианты, неспециалисты приказывают действовать немедленно. А значит – не для пользы дела, а для отчета, грубо, во вред.

Заняв позицию автора письма, мы позвонили в несколько издательств, в том числе региональных, и спросили, выпускают ли они антинаркотические плакаты. Отвечали нам примерно одинаково: «Нет, а что, у вас есть заказ? Тогда мигом выпустим! Несите эскизы, а если нет, наши художники вам нарисуют все что угодно».

Сомнительная услуга. Но школа вынуждена прибегать и к таким – под властным окриком «Вынь да положь!». И раздается он не только в дни приемки школы.

Рейтинг@Mail.ru