Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Школьные учебники под контролем
Проверять будут не только книги, но и издательства
Поправки в Закон «Об образовании», устанавливающие правила отбора дополнительной учебной литературы для школ, вступают в силу с 1 сентября. Но лишь формально. В министерстве признаются, что на отработку новой нормативной базы уйдет не меньше года.
Также ведомство обозначило желаемый идеологический формат учебников истории: они должны «формировать позитивное отношение
к своей стране». Обо всех этих новациях стало известно на пресс-конференции «Проблемы содержания школьных учебников: усиление научного и методического контроля», прошедшей в ИТАР–ТАСС.
Позитивная история
– Учебники истории, конечно, надо переписывать, – высказался ученый секретарь Института российской истории РАН Владимир Шестаков. – Жизнь не стоит на месте, запросы общества постоянно меняются. Но переписывать нужно не в угоду дешевому популизму, а ради того, чтобы ответить на актуальные вопросы.
Впрочем, касательно последнего тезиса у чиновников другое мнение.
– Новые учебники истории должны быть написаны не в логике участкового милиционера, который смакует недостатки, а с точки зрения бабушки или прабабушки, которая стремится сформировать в своих детях и внуках позитивное отношение к своей стране, – заявил директор Департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки Исаак Калина.
Изрядно удивив собравшихся этим странным заявлением, глава департамента продолжил свою мысль:
– Содержание учебников, в отличие от автомобилей, медикаментов и продуктов питания, должно быть на сто процентов отечественным, – сказал Калина, очевидно, намекая, что эпоха учебников, издаваемых на гранты заокеанских меценатов, канула в Лету.
Далее Калина рассказал, что пособие для учителей по новейшей истории России под редакцией А.Филиппова, выпущенное в этом году издательством «Просвещение», уже удостоено самых высоких похвал.
– Авторский коллектив сделал огромный шаг в развитии исторического образования, – подчеркнул Калина.
С этим утверждением можно поспорить: на прошедшей в июне научно-практической конференции преподавателей истории и обществознания эта книга подверглась достаточно резкой критике. Но если авторский коллектив во главе с А.Филипповым и не совершил революции в исторической науке, то по крайней мере создал предпосылки для крутого поворота в деле экспертизы учебных пособий.
Кто попадет в заветный список?
Напомним, что 6 июля Госдума приняла поправки к Закону «Об образовании», устанавливающие «порядок допуска учебных пособий для использования в образовательном процессе».
Эта поправка сразу же была истолкована специалистами как возобновление экспертизы учебных пособий наряду с учебниками, присвоение им грифов и включение их в Федеральный перечень.
Однако, как выяснилось, экспертные организации и Министерство образования и науки пока не готовы выполнить такой объем работы.
– Точное количество издаваемых у нас учебных пособий никому не известно, и проверить каждое из них нереально, – пояснил Исаак Калина, – но достаточно протестировать издательство, которое их выпускает, на соответствие определенным критериям.
Согласно вышеупомянутым поправкам в Закон «Об образовании», отбирать «правильные» издательства будет Министерство образования и науки совместно с другими ведомствами. Какими, пока не уточняется.
С этой целью планируется создать межведомственную комиссию и разработать критерии, главным из которых, по словам Исаака Калины, станет наличие в издательстве специалистов высокой квалификации, методических служб и системы апробации новых учебников в экспериментальных школах.
Только такие издательства (и уже нетрудно догадаться, какие именно) попадут в заветный список, получив право на выпуск учебных пособий, используемых на уроке.
Все остальные издательства, не удостоенные столь высокой чести, продолжат выпускать свою продукцию, но уже для внеурочной деятельности.
А дополнительной гарантией качества учебных книг должны стать отзывы учителей.
– Те пособия, на которые поступят рекламации, будут немедленно изъяты из школ, – пообещал Калина.
В своем выступлении чиновник сделал важное примечание по поводу сроков готовящихся нововведений. Несмотря на то что новая редакция Закона «Об образовании» вступает в силу с 1 сентября нынешнего года, школы пока «не почувствуют разницы», и педагоги будут использовать на уроках учебные пособия по своему усмотрению, как это было раньше. Непосредственное введение в практику новых правил будет зависеть от того, насколько быстро министерство создаст комиссию по отбору издательств, разработает критерии отбора и сопутствующую нормативную базу. Вполне возможно, это займет не меньше года. И очень хочется верить, что творчески работающим учителям будет на руку нерасторопность чиновников в решении этого вопроса.
Опасная ностальгия
Планирует ли министерство сокращать Федеральный перечень, который сегодня содержит более 1000 наименований? На этот вопрос министерские чиновники отвечают весьма витиевато, в восточном стиле: «Не важно, сколько бочек с медом, главное, чтобы ложка дегтя туда не попала». И тут же поясняют: «Не важно, сколько книг в Федеральном перечне, главное, чтобы они были качественными, а качество у нас сегодня находится в надежных руках».
Напомним, что после расформирования Федерального экспертного совета в 2005 году контроль за качеством учебной литературы был доверен специалистам РАН и РАО.
В Министерстве образования и науки чрезвычайно высоко оценивают деятельность ученых, считая, что благодаря их усилиям отбор литературы для Федерального перечня стал более строгим и объективным.
По свидетельству ученого секретаря экспертной комиссии РАН Сергея Сидоренко, с первой попытки получает положительные заключения лишь 20% учебников. Остальные приходится возвращать в издательства на доработку.
– В учебниках эксперты находят порой сотни ошибок, как фактических, так и орфографических, – отметил Сергей Сидоренко. – Правда, качество учебников в последнее время становится лучше.
В Федеральный перечень 2008/09 г. будут включены только те учебники, которые пройдут экспертизу по новым правилам.
До конца текущего года академикам предстоит рассмотреть порядка 700 учебных книг. Как минимум треть из них, согласно статистике прошлых лет, будет забракована.
Таким образом, количество учебных книг сокращается без видимого административного вмешательства. Хотя чиновники и не скрывают своей ностальгии по былым временам, когда одно издательство выпускало по одному учебнику по каждому предмету.
– Министерству проще было навести порядок, а учителю не приходилось делать выбор в пользу того или иного учебни-
ка, – констатировал Исаак Калина.
Впрочем, для того, чтобы избавить учителя от трудностей выбора, в следующем году планируется провести конкурс на лучший учебник. В качестве экспертов выступят ученые РАН и РАО. Не исключено, что среди членов жюри окажутся учителя, победившие в нацпроекте.
Между тем участники Всероссийского августовского интернет-педсовета пришли к выводу, что повысить качество учебников, не привлекая к их экспертизе учителей и родителей, невозможно. Однако, судя по тому, что на «круглом столе» эта тема не обсуждалась, в министерстве ее не считают приоритетной.
За рамками дискуссии остались и другие проблемы, о которых шла речь на парламентских слушаниях, состоявшихся в конце мая нынешнего года: закрытость академической экспертизы, провоцирующая разного рода нарушения, отсутствие государственной системы апробации новых учебников. Вместо этого чиновники предпочли сосредоточить свое внимание на идеологических аспектах cодержания учебников. Что и есть указание, куда направлен вектор исторических перемен.