Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ЛЕТНИЕ ТРОФЕИ


Ключарева Наталья

Детский мир растений

О чем знал каждый из нас, когда был маленьким

Шиповник

В кустах шиповника хорошо скрываться, когда играешь в прятки. Можно, конечно, поцарапаться колючками, но это вряд ли: там внутри давно протоптаны безопасные тропинки.

Еще это отличный домик для котят, щенят и прочих «дочек». А если бы взрослые снизошли к нашим мольбам и купили на рынке крохотного желтого цыпленка, то и его мы бы поселили в куст, в коробке из-под обуви.

Шиповник съедобен. Сладкие розовые лепестки заменяют жвачку. Правда, если жевать слишком долго – становится горько, и плюешься темной тягучей слюной, как корова. В середине лета в пищу идут большие круглые ягоды. Зеленые, они, честно говоря, не очень. Но если дождаться, пока хотя бы один выпуклый бок побуреет, то в самый раз. Главное – не кусать слишком глубоко, а то наберешь полный рот противных колючих семечек.

Из незрелого шиповника мы делаем толстые обручальные кольца: потрешь с двух сторон об асфальт, на котором от этого остаются зеленые полосы, потом вытрясешь сердцевину – и готово колечко!

Акация

Одни доказывают, что есть надо сами желтые цветки. Другие стоят на том, что съедобны только их внутренние сладкие корни, спрятанные в зеленую чашечку у самой ножки. Зато мелкие зеленые горошины съедаются единодушно. А после весь двор оглашается пронзительными свистками. Маленькие стручки пищат высокими голосами, крупные – гудят басом. Кто-то умеет выдувать из них целые мелодии.

Но чаще всего акация используется как сигнал: завизжат под окнами сопелки, когда ты под надзором бабушки читаешь книжку – значит, вызывают гулять и надо поскорее завязывать с братцем Лисом.

Подорожник

Наш первый помощник. Содранные коленки и локти, ладони, порезанные осокой, даже осиные укусы – всё лечится подорожником. Поплюешь на пыльный листок, приклеишь к ране – и бежишь дальше.

А еще из подорожника можно надергать зеленых ниток, чтобы сшить платье из лопухов или повесить украшения на куст шиповника, потому что он елка, и мы празднуем Новый год. Иногда эти зеленые жилки завиваются, тогда они становятся волосами для куклы из одуванчика.

Одуванчики

Нет ничего красивее венка из одуванчиков. Пускай потом все руки в коричневом несмываемом молочке, а лицо и платье в желтой пыльце – это не важно. Главное – закрепить уже сплетенный венок, чтобы он не распрямлялся и не спадал с головы. Но этого мы делать не умеем. Мы заматываем концы травой, но она быстро развязывается – и вот уже наши короны сползают и виснут на ушах, а то и вовсе падают в пыль. Но просто выбросить венок нельзя. Мы надеваем их на клены или на березы.

Яблоня

Это наш штаб. Почти у самой земли ствол удобно разветвляется, так что даже малявки могут вскарабкаться. Конечно, выше им уже не подняться, и они оседают на толстых нижних ветвях. Но это опасно: с тропинки могут заметить взрослые и наябедничать родителям, что мы опять лазаем по деревьям.

Поэтому мы забираемся на самый верх. Ствол, отполированный несколькими поколениями, холодит горячие ладони. И предательски скользит под ногами. Так что лучше залезать босиком, спрятав сандалии в траве.

Земля далеко внизу. Ветка, в которую ты вцепился, ходит ходуном, дух захватывает. Но ты не можешь выдать своего страха. И когда мальчишка, качающийся на соседней ветке, неуверенно предлагает: «Лезем дальше?», ты отвечаешь: «А чё? Конечно, лезем! Или слабо?» – И для уверенности сплевываешь вниз сквозь выпавшие еще весной передние зубы.

Терновник

Совершенно невозможно дождаться, пока он созреет. Особенно когда ягоды уже посинели и кажется, что пора, а внутри – всё та же вязкая кислятина, от которой лицо перекашивается, как в кривом зеркале.

Но мы упрямы. Сидя верхом на ветках, мы долго катаем в пальцах твердые ягоды, на которых кое-где еще висят белые пожухлые лепестки. Если хорошенько размять, они становятся сладкими. По крайней мере нам так кажется.

Язык деревенеет, зубы покрываются липким налетом, и мы не в силах больше проглотить ни одной ягоды. Тогда мы начинаем пуляться друг в друга косточками. Самые хитрые складывают их в карман, чтобы потом сбегать в подъезд, достать из тайника за почтовым ящиком рогатку… И вот уже косточки становятся страшным оружием: ими можно стрельнуть до синяка, а то и окно разбить.

Безымянные

Еще в нашем хозяйстве есть полезные мыльные цветы. Если потереть их между ладонями, выделяется пахучий сок, смывающий всякую грязь. Особенно это важно, когда собираешься идти домой – отпрашиваться еще на часик.

Есть фиолетовые цветы, растущие в палисаднике под окнами. Их сажает и стережет глухая бабка с первого этажа. У нее всегда наготове пучок жгучей крапивы, но и это нас не может удержать. Ведь если оторвать у такого цветка верхний лепесток-чашечку, то на свет появляются две тоненькие ножки-тычинки в изящных сапожках. Этими цветками мы играем в принцессу и любовь.

Есть белые ягоды, которые оглушительно трещат и лопаются. Особенно если насыпать их на асфальт целую кучу, а потом прыгнуть с разбегу. Эти ягоды несъедобны и висят на кустах до поздней осени.

А осенью мы уже не те. Мы одеты в нелюбимые шерстяные колготки и новые ботинки, в которых нельзя ходить по грязи.

И смутная тоска подступает к сердцу. И ранцы бьют по спине…

Рейтинг@Mail.ru