Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Чтобы не пойти на поводу у группы

Тренинговая профилактика фанатства рассчитана и на подростков, и на их родителей

В подростках тренинги разовьют и укрепят уверенность и самостоятельность, а родителям дадут возможность прочувствовать переживания детей, поставить себя на их место.

Психолог Татьяна Гущина в практическом пособии «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» (Москва, издательство «АРКТИ», 2007) предлагает начать с групповой игры «Белая ворона». Ее психологический смысл – в предвидении негативных ситуаций группового давления, направленных на то, чтобы подросток пошел на поводу у массы. Игра не требует особой подготовки или реквизитов.

Педагог приглашает добровольца стать «белой вороной». Все остальные игроки будут изображать «массу». Конкретные ситуации моделируются педагогом вместе c участниками. Задача группы – подбивать «белую ворону» на действия, которые она совершать не хочет и которые противоречат ее принципам и намерениям.

Например, группа подначивает «белую ворону» сбежать с уроков, чтобы потусоваться возле дома поп-звезды. «Белая ворона» должна не только твердо отстаивать свои желания и убеждения, но и попытаться перетянуть на свою сторону других игроков.

Смысл другой игры – «В круге и за кругом» – помочь подросткам понять причины их одиночества и отверженности.

Потребуется нечетное количество участников. Сначала игроки произвольно двигаются по комнате. По команде ведущего ребятам нужно разделиться на пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг. А кто-то один оказывается за кругом.

Участникам, стоящим в круге, дается задание: не пускать внутрь того, кто остался без пары. А тот должен любым способом проникнуть внутрь. Прорываться силой, пытаться хитростью поднырнуть под руки, просить, уговаривать. Но тот, кто сдастся и пропустит, сам окажется за кругом. Потом участники делятся своими переживаниями: что ощущал тот, кого не пускали в круг? Что чувствовали те, кто ему препятствовал? Почему некоторые игроки не выполняли задание, а специально пропускали «изгоя», хотя знали, что сами окажутся за кругом? Ведущий предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда они подвергались каким-либо притеснениям, и поделиться своими чувствами. В конце обязательно разбор полетов: как ребята реагировали на рассказ сверстника, какие чувства помешали им быть более справедливыми к товарищу?

Психолог Галина Макартычева («Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей». Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2007) разработала эмоционально насыщенный, в чем-то даже болезненный для родителей тренинг «Обвинитель».

Группа родителей под руководством педагога разбивается на пары. В паре один играет роль родителя-обвинителя, а вто- рой – роль подростка. Обвинитель в строгой и резкой форме предъявляет претензии к подростку, осуждает его «дурацкие» интересы, возмущается бессмысленным фанатским времяпрепровождением.

Задача партнера – молча терпеть упреки, вслушиваться в свои чувства, возникающие по мере нарастания обвинений. Затем игроки меняются ролями. Эмоционально вовлекаясь в упражнение, родители «прозревают»: начинают разделять чувства детей, живущих под гнетом непрестанных осуждений, понимать, что родительская поза обвинителя не исправляет негативную ситуацию, а только еще больше разрушает отношения с подростком.

Рейтинг@Mail.ru