Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Недавно в Таганроге было проведено исследование, которое показало, как учителя оценивают влияние ЕГЭ на качество образования в различных его аспектах. По мнению большинства педагогов, с введением ЕГЭ образовательный процесс стал в большей мере соответствовать государственным нормативам и требованиям. Но когда респондентам предлагалось соотнести качественное образование с такими параметрами, как расширение общекультурного кругозора, развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, мотивации жизненного успеха, способности к самообразованию и самореализации, многие педагоги пришли к выводу о негативном воздействии единого экзамена на образовательный процесс.

Как пишут Н.А.Лызь и М.В.Радомская в статье «Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации» («ПЕДАГОГИКА», № 5 за 2007 год), более половины опрошенных считают, что введение ЕГЭ привело к более полному усвоению учениками предметных знаний, но в то же время породило тенденцию примитивизации содержания образования (от формирования мировоззрения к натаскиванию на тесты), усилило перегрузку учеников и негативно повлияло на их здоровье, привело к перегрузке учителей дополнительной работой, отрывающей от основной. С тем, что при ЕГЭ уменьшается возможность фальсификации результатов выпускного экзамена, согласны 29% респондентов, 25% – уверены в обратном. Позиции, что ЕГЭ увеличивает шансы ребят поступить в профессиональные учебные заведения без репетиторства, придерживаются З6% педагогов, 28% – полагают, что таких шансов стало меньше.

Интересно, что завучи и учителя со стажем более 25 лет оценивают последствия введения ЕГЭ более позитивно, чем другие респонденты.

Как известно, младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития социально ценных эмоций. Педагог может способствовать этому с помощью игр, которые учат детей товариществу, добротворчеству, сопереживанию, позволяют выявить индивидуальные черты и раскрыть внутренний потенциал. О том, как правильно организовывать такую игровую деятельность, рассказывает педагог Советского педагогического колледжа (Курская область) О.А.Воробьева в статье «Обогащение социально ценных эмоций младших школьников с отклонениями в поведении» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 6 за 2007 год). В частности автор отмечает, что при внимательном анализе хода игры учитель может заметить, что ребенку недостает сведений о том, какие навыки он берет для жизни. Воробьева советует обратить внимание на следующие вещи: на каком этапе ребенок включился в игру, по каким мотивам; какие средства использует воспитанник для общения в игре (речь, мимика, предметные действия, пантомимика); как ученик участвует в распределении ролей, какие роли (главные или второстепенные) чаще исполняет; как он относится к второстепенным ролям; что предпочитает ребенок: играть одному или входить в игровое объединение; есть ли у него любимые роли; как ученик выполняет свою роль и следит за тем, как выполняют свои роли другие; как школьник передает характерные особенности своего персонажа; как он относится к замечаниям партнеров по игре; по поводу чего чаще всего возникает конфликт (распределения ролей, правила…); какими способами разрешается конфликт; часто ли ученики обращаются к взрослым во время игры; по каким причинам дети отвергают сверстника.

Ученые Государственного педагогического университета имени А.С.Серафимовича совместно с педагогами волгоградских школ разработали методику, которая помогает школе самостоятельно оценить качество своей образовательной деятельности. В 86-й школе в самодиагностике участвует весь педагогический коллектив, а также школьники. «Чтобы узнать их мнение о школьной жизни, мы провели анонимный опрос учащихся 6-х классов с использованием анкеты», – рассказывает директор школы Галина Дмитренко в статье «Самооценка деятельности школы: участвует весь коллектив» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2007 год). Результаты анкетирования дали большой материал для размышлений. Выяснилось, например, что у 78,8% ребят в школе обычно хорошее настроение и самочувствие, но 21,2% учеников (более пятой части) не чувствуют себя в безопасности в образовательном учреждении. Только 52,8% ребят готовы при возникновении затруднений и проблем в школе обсудить их с классным руководителем, только 65% – открыты для дружбы со школьниками разных национальностей. Чуть больше половины школьников – 58,4% хотят принимать активное участие в жизни школы, 20% – не хотят, остальные затруднились с ответом.

Рейтинг@Mail.ru