Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.М.Цирульников
Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях
СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007
Все школы России работают по одним программам и планам, все учителя, работающие в них, получили одно образование, но тем не менее невозможно найти две одинаковые школы. Причины их многообразия кроются в особенностях контекста, в котором существует школа: комплекса социальных факторов, многовековых культурных традиций, в том числе и этнопедагогических, и даже климатических условий. В самом деле, разве может якутская школа в точности копировать бурятскую, например?
Автор (объехавший за четверть века множество школ в Центральной России, на русском Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке) рассказывает об особенностях и закономерностях их развития, о типах и моделях, об образовательных системах, складывающихся в регионах. Он рассматривает школу как живой, развивающийся организм, сегодняшнее состояние и, главное, будущее которого во многом зависят от истории и окружения.
Для того чтобы не бороться с этими закономерностями, а использовать их, автор перечисляет принципы регионализации образования: культурно-историческая преемственность и этнокультурная направленность, целостность, вариативность и многоцентровость, сферная организация, открытость и динамичность.
Все теоретические выводы автор иллюстрирует развернутым описанием реально существующей образовательной системы Якутского региона. Эта глава, представляющая историко-культурный анализ, занимает добрую половину книги и дает наглядное представление, как можно исследовать эволюцию системы образования.
Командные игры-испытания
М.: Педагогическое общество России, 2004
Пособий для взрослых, по долгу службы вынужденных организовывать досуг детей, в книжных магазинах многое множество. Эта книжка, в которой представлены командные игры-эстафеты, выгодно отличается от большинства из них тем, что игра рассматривается не просто как способ занять детей хоть чем-нибудь, а как полноценное и эффективное педагогическое средство. Недаром сборник подготовлен педагогами Всероссийского детского центра «Орленок».
Авторы рассматривают суть эстафетных испытаний, предлагают их систематизацию; анализируют, какие педагогические цели можно реализовать, предлагая детям игру-эстафету. Очень интересны многочисленные варианты заданий и упражнений. Например, для классических жмурок напридумано целых девять вариаций.
Мало того что в книге можно найти множество готовых игр, авторы рассказывают, как самому выбрать, составить из предложенных или даже придумать игру, которая соответствовала бы конкретной педагогической ситуации.
Тем, кто использует игру от случая к случаю, полезно будет познакомиться с опытом настоящих мастеров игры: как разными способами сформировать команды; какие факторы нужно учитывать, когда игру организуют взрослые, а какие – если организаторами становятся дети. Кстати, тщательная и грамотная организация игры может стать прекрасным образовательным проектом, в котором возникает реальная форма самоуправления и складывается группа лидеров. Этот процесс описан пошагово.
Если же вы все-таки оставляете игре скромную роль вспомогательного педагогического средства, из книги всегда можно выбрать готовую – от коротенькой и несложной до многоэтапной, развернутой, где найдутся самые разнообразные элементы, от спортивных до интеллектуальных.