Вторая тетрадь
Школьное дело
СТИЛЬ И УКЛАД
Чтобы в школе «даже стены помогали»
О чем стоит подумать, готовя классы к новому учебному году
Пока школа стоит пустая, гулкая, огромная. Можно внимательно осмотреть каждый ее уголок. Совсем скоро появятся в коридорах и в кабинетах дети,
они будут бегать, кричать, задумчиво замирать в самых неподходящих местах, играть, болтать, читать… Насколько удобно и уютно им здесь?
И только учитель что-то придумает, только начнет двигать мебель, вешать таблицы, как возникнет на пороге самый любопытный ученик:
– А что вы делаете? Вам помочь?
Цветы
Нет ничего ужаснее зеленых пластиковых веток, прибитых к стенке навеки. В живой школе непременно должны быть живые цветы, что бы ни думала по этому поводу СЭС. Везде, в классах, конечно, в коридорах, даже в туалетах. Цветы, естественно, не стоят посередине, не мешают движению. Их место – на подоконниках, в каких-нибудь уголках, нишах или достаточно высоко – в специальных подвесных кашпо. Горшки могут быть красивые, необычные. Если сделаны они в школьной гончарной мастерской. У вас такой мастерской еще нет? Пора заводить. Лучшее средство разрядки для детей и взрослых, место размышлений и творческого труда.
Впрочем, не в горшке дело. И стандартный можно красиво раскрасить. Прикрепить к нему заметную надпись с названием растения и очень короткой простой информацией о том, что этот цветок любит, как живет. Рядом на подоконнике – бутылочка с отстоявшейся водой. Если даже самый маленький школьник, проходя мимо, заметит, что у влаголюбивой травки земля пересохла, он сумеет помочь. Ребенку важно чувствовать себя полезным. Особенно в школе, где он так часто мешает: учителю вести урок, старшекласснику идти по коридору, уборщице мыть полы…
График дежурств
Но желание быть полезным не то же самое, что готовность нести ответственность. За растения в целом отвечает взрослый. Заводя цветы, это нужно понимать и предусматривать. Садоводом может стать и педагог, и уборщица, и выпускник, работающий лаборантом, воспитателем. А добровольное движение детской души не превратится в обязанность, исполняемую по графику.
Вообще любое дежурство – вещь сложная. Почему ребенок должен мыть пол в классе, если есть уборщица, которая получает за это деньги? Почему он должен дежурить в столовой, если там работают штатные сотрудники? Может, лучше каждому заниматься своим делом, а обществу – помогать в меру возможностей и желания.
Правда, для этого придется снять решетку вокруг раздевалки. Тогда все сами смогут повесить свою одежду.
Столовая в большинстве школ маленькая, и в ней на переменах творится бог знает что. Если и сама школа небольшая, сельская, например, поставьте столы с кастрюлями, рядом чистую посуду. В любую минуту, в течение всего дня, каждый желающий может подойти и налить себе бесплатно стакан компота, тарелку супа, взять немного каши. Работники столовой проследят, чтобы еда не остывала, но и не была слишком горячей, чтоб никто не обжегся. Это уменьшит очередь к прилавку за порционными блюдами. И накрывать завтраки-обеды на класс станет проще. С этим легко справятся добровольцы.
А вместо вечных графиков дежурств, висящих в каждом кабинете, можно будет прикрепить на стенку что-нибудь более интересное.
Скамеечки
Обязательно пусть будут в коридорах на всех этажах скамеечки, хотя бы старенькие. На них можно посидеть поболтать с подружкой или с учителем. На них мама подождет сына с уроков, вместо того чтобы сиротливо стоять у стенки, а то и вовсе у порога школы. Якобы из соображений безопасности.
Вообще, начиная обсуждать дизайн школы, замечаешь, как одно цепляется за другое, и в конце концов поневоле возвращаешься к педагогическим
принципам учебного заведения. Вот скамеечки для родителей. Значит, родителям можно войти внутрь? Они не помеха, не потенциальная угроза. Они равноправные участники образовательного процесса. Они могут войти в школу. Могут даже на урок прийти посмотреть, как там их ребенок занимается. И эта возможность принципиально изменит уровень разговора педагога с родителями. Бывая на уроках, видя своего ребенка в рабочей ситуации, они иначе услышат рекомендации педагогов. А начиналось все со скамеечек.
И обязательно поставим скамеечки в туалете, повесим там зеркала. Теперь девчонкам удобно краситься, можно посекретничать. Конечно, если туалет чистый и пахнет там не противно.
Учебный кабинет
На стенах вместо вечных таблиц и портретов великих поэтов или математиков – работы детей, постоянно сменяемые. Неизменную деталь интерьера дети перестают замечать через несколько дней. Каждая картина одета в легкую пластиковую рамку. Такие есть в продаже, стоят недорого. Пластик безопаснее, чем стекло. А выглядит работа в «настоящей рамке» более значительной, значимой. В классе иногда ребятам трудно по достоинству оценить одноклассника, не самого ловкого и сообразительного, и такая выставка существенно влияет на взаимоотношения детей. И на отношение учителей к ученикам. Ведь им тоже порой кажется, что ребенок, не умеющий решать задачи, никуда не годится. А тут вдруг авторский вернисаж.
У доски разноцветные мелки в коробочке из-под конфет с прозрачной крышкой. И веселая пестрота, и пыль меловая не летит. Даже тряпки лучше завести пестрые. Хотя комиссии требуют белых. Но ведь дома не станешь пол мыть белой тряпкой, старую клетчатую рубашку возьмешь. Пусть и в школе будет по-домашнему.
Парты поставим так, чтобы дети видели друг друга во время урока. Можно по периметру класса, можно длинный стол вдоль стены, стулья с двух сторон. Конечно, никаких шкафов с замками. Все под рукой. Помимо учебного пространства есть и зона отдыха, какой-нибудь укромный уголок. Обязательно диванчики, палас или маты, чтобы уставший ребенок мог лечь, расслабиться.
С едой сложнее. Многим учителям кажется, что жующий ребенок на уроке – верх неприличия. Ученики грызут свои чипсы и сухарики под партой, рискуя подавиться. Попробуем поставить в кабинете столик с водой и сухариками. Это и уют, и возможность минутной разрядки на контрольной, и просто элементарная свобода попить и поесть, когда хочется, а не когда положено. Вспомним: школа не казарма, а дом. Дома ведь почти у каждого из нас стоит на столе вазочка с чем-нибудь вкусным, и проходя мимо, мы хватаем кусочки между делом. И ничего, работаем. Так и дети. Если нет запрета на еду, они не жуют постоянно, только тогда, когда действительно очень хочется.
Каждая зона меняет свое назначение в зависимости от ситуации. Если со столов убрать учебники, поставить чашки и печенье, рабочая зона превратится в пространство общения. Возвышение в углу класса, с ковром и игрушками, мгновенно из пространства отдыха может стать сценой. На ковре лежат не просто старые куклы, принесенные из дому, какие не жалко, а в основном те игрушки, которые способны развивать воображение, пространственное мышление, знакомить с геометрическими формами, служить подспорьем в постановке спектаклей. Ничего случайного, лишнего. Только то, что нужно детям.
Телевизор, компьютер, кстати, стоят в рабочей зоне. Это не отдых, не средство отделаться от ребенка, усадив его перед экраном, а рабочий инструмент.