Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена

Тренинг накануне педсовета

Часто бывает, что наши масштабные творческие идеи так и остаются идеями из-за неумения работать в команде

Это вам не игрушки!” – говорим мы, подчеркивая серьезность предстоящего события. Например, педсовет – уж ничего серьезнее, кажется, и не придумаешь. Однако и на педсовете вполне можно поиграть. Предлагаем попробовать.

Приближается конец августа – время единственного в году педсовета, когда учителя еще не издерганы и не замучены, а сиюминутные заботы о двойках и прогульщиках не мешают поговорить наконец о стратегии школы на весь предстоящий год, о педагогических целях и ценностях.

Школьные управленцы, без сомнения, уже продумали перспективы и полны благих намерений и конструктивных планов относительно содержания работы. Но многие ли из них задумываются о том, насколько учителя готовы к воплощению этих планов? Даже если безусловно и горячо их поддерживают.

В школе принято обстоятельно обсуждать набор качеств, умений, знаний школьников на всех этапах обучения, а вот какими умениями и навыками должен обладать учитель – этому внимание уделяется гораздо реже. Между тем самые прогрессивные устремления администрации могут разбиться, например, о неумение учителей работать в команде, или вырабатывать компромиссное решение, или соотносить цели и средства, или видеть ситуацию с разных точек зрения, или конструктивно обсуждать причины неудач.

Все перечисленные компетенции не возникают из ниоткуда, их можно вырабатывать. Чаще всего на специальных тренингах. Но такая возможность есть далеко не у всех школ. Значит, эта сфера самообразования должна стать «делом рук самих утопающих».

К счастью, в последние годы стала появляться литература, в том числе и хорошая, часто переводная, которую можно с успехом использовать, если вы решились самостоятельно организовать мини-тренинг. Выбирая пособие, совсем не обязательно искать на обложке слова «для педагогических работников»: умения строить модели деятельности, навыки командной работы, основы системного мышления относятся к универсальным, они необходимы для эффективной работы в любой сфере, и любая уважающая себя компания обучает этому своих сотрудников.

Такой тренинг не надо растягивать на много часов или дней. Для освоения новой формы можно взять несколько простых упражнений. Кстати, пособие, выбранное вами, непременно должно содержать инструкции для ведущего, чем подробнее, тем лучше. Для начала даже можно попробовать провести короткую игру-упражнение с несколькими лояльно настроенными коллегами, чтобы попробовать себя в новом качестве и на практике нащупать возможные подводные камни в непривычной деятельности. Заодно обзаведетесь группой поддержки, которая будет обладать уже некоторым опытом к моменту проведения игры со всем коллективом.

Одно-два упражнения можно проводить в начале каждого педсовета, объяснив коллегам, что это не просто забавная разминка, но важный для них образовательный момент. Такое напоминание будет нелишним, мы ведь за долгие годы привыкли, что чем скучнее работа, тем она значительнее. И не экономьте время на обсуждение: оно-то и позволяет выявить и закрепить эффект игры. И еще: не упускайте момента связать эти эффекты с конкретными профессиональными проблемами и ситуациями. Это нужно делать и во время обсуждения, и наоборот: для разрешения рабочих трудностей и разногласий весьма полезно будет сослаться на прецеденты, которые запомнились по тренинговой игре.

Рейтинг@Mail.ru