Вторая тетрадь
Школьное дело
Кто из ваших куда поступил?
Теперь и этот вопрос - для отчета...
Август наступил, и многие учителя уже вернулись в школу. Пришли, как говорится, к тому, от чего ушли. Нам пишут из Ханты-Мансийского автономного округа:
«Не успел войти в учительскую – «Срочно напишите на бумажке, кто из ваших куда поступил». Первое распоряжение в новом учебном году – для отчета, и приходится объясняться по поводу двух способных девушек, которые никуда поступать не стали, а решили «подумать». Из-за них с меня взыскивают за то, что я «порчу процент поступаемости и подвожу школу». Ни больше ни меньше.
Со школы строго спрашивают усвоение программного материала на уровне вступительных экзаменов в вуз, но ведь доказано: это усвоение идет за счет снижения творческих и двигательных способностей, ухудшения здоровья и обеднения эмоциональной сферы учеников. Разве все это не пригодится человеку в его будущей жизни и трудовой деятельности? Увы, наши выпускники призваны к одному: к поступлению в вуз. Почему высшее образование у нас практически всеобщее? Или это только в нашем городе так?»
Что правда – то правда: школьное образование все более утрачивает самобытность и превращается в подготовительное отделение вуза. Нам говорят, таков заказ общества. Проведенный в июне 2007 года Аналитическим центром Юрия Левады опрос «Кем бы вы хотели видеть вашего сына (дочь, внука)?» подтверждает это. Лидируют юристы, экономисты и финансисты, самые популярные и самые невостребованные профессии. На втором месте нужные и прибыльные программисты и специалисты в области высоких технологий. Третьей по популярности у родителей стала специальность врача. Такого же показателя достигли занятия предпринимательством и бизнесом. А вот престиж профессий «квалифицированный рабочий» и «инженер» упал; скептическое отношение и к карьере спортсмена, военного и фермера. В конце списка по результатам опроса оказались творческие профессии: артист, музыкант, художник, писатель, журналист – по 7%. Социолог, политолог, маркетолог и рекламщик получили по 5%, а школьному учителю достались 4%. Зато за последний год резко подскочила популярность судьбы министра или политика.
Таким образом, взрослые ориентируют детей на работу, приносящую, с их точки зрения, больший доход. Это во многом влияет на выбор детей. Маркетинговое агентство Begin Group опрашивало абитуриентов-2007. Оказалось, большинство из них хотели бы изучать… мировую экономику. Почетное второе место занял менеджмент, далее – информатика.
По данным независимого рейтингового агентства в сфере образования «Рейтор», ранее популярная юриспруденция спустилась в этом году на четвертое место. Престижность факультетов журналистики значительно упала, а вот популярность факультетов государственного управления резко возросла.
Понятно, какая тенденция намечается: «Я б в чиновники пошел!». И работа не напряжная, и живут припеваючи. Нам же остается вслед за автором письма воскликнуть: увы-увы, именно к такому выбору располагает учеников созерцание обстановки в современной школе.