Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Регионы не успевают осваивать средства по нацпроекту "Образование"
Нормативная база оказалась недостаточно разработанной
Недавно состоялось селекторное совещание с субъектами РФ, внедряющими комплексные проекты модернизации образования (КПМО). В нем приняли участие руководители органов управления образованием пяти регионов-победителей и представители Министерства образования и науки.
Напомним, что в марте по итогам открытого конкурса из 53 субъектов РФ, подавших заявки на конкурс, был отобран 21. Три субъекта РФ – Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область – получили статус консультантов. Их работа – методическое сопровождение проекта, организация тренингов, семинаров, конференций, других обучающих мероприятий для своих коллег.
Перед победителями была поставлена задача – повысить качество образования в своем регионе. Инструменты ее решения – новые экономические механизмы. Это нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда педагогов (НСОТ). Другое направление реформирования – реструктуризация школьной сети и создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО).
Проект рассчитан на три года – с 2007-го по 2009-й. В течение всего этого периода из федерального бюджета выделяются транши победителям. В нынешнем году их общий объем – более четырех миллиардов рублей.
Несмотря на значительный размер федеральных инвестиций (величина ежегодного транша колеблется от 100 до 400 миллионов рублей в зависимости от региона), они рассматриваются как источник софинансирования. А основным источником средств считаются региональные ассигнования. Их доля в общих расходах на порядок больше.
Например, по свидетельству руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края Михаила Астапова, в нынешнем году на реализацию КПМО в крае запланировано 2 млрд 709 млн рублей. И только 405 миллионов рублей из этой суммы – федеральные средства.
Однако вся проблема состоит в том, что в большинстве случаев регионы не успевают освоить выделяемые средства.
Так, по словам заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Евгения Бутко, почти на 100 процентов осваивают и федеральные, и местные ассигнования лишь два субъекта РФ – Республика Бурятия и Республика Саха (Якутия). Пятнадцать территорий лишь приступили к использованию региональных средств. А четыре не успели потратить ни копейки ни из этого, ни из другого источника.
Вполне вероятно, что именно они являются первыми кандидатами на «вылет» из проекта и рискуют в последующие два года остаться без федеральной поддержки.
Однако чиновники не спешат делать выводы, оправдывая подобную нерасторопность отсутствием опыта осуществления таких масштабных проектов. «Регионы до конца не представляли, за что они берутся», – констатировал министр образования и науки Андрей Фурсенко, имея в виду огромный массив законотворческой и бюрократической работы.
Например, по признанию министра образования Московской области Лидии Антоновой, в этом году было составлено 3500 отчетов по данному проекту.
Не менее хлопотна и нормотворческая деятельность: необходимо заключить соглашения с муниципалитетами по реализации проектов и организовать конкурсы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках КПМО.
Как выяснилось из выступления Е.Бутко, эта задача далеко не всем оказалась по силам: в Северной Осетии заключено контрактов на 0,09% выделенных средств, в Белгородской области – на 0,2%, а в Новгородской, Новосибирской, Волгоградской, Тверской областях и в Республике Мордовии только готовятся документы для контрактов.
Не лучшим образом продвигается и законотворческая работа по введению НСОТ и нормативно-подушевому финансированию.
Пока только 13 регионов из 21 приняли нормативные акты по НСОТ, что само по себе не гарантирует успеха.
По свидетельству Александра Адам-ского, ректора института образовательной политики «Эврика» (этой организации поручен мониторинг реализации проекта в ряде территорий), главный риск состоит в недостатке средств на обеспечение стимулирующей части заработной платы учителей.
В Московской области с этой задачей, похоже, успешно справляются.
По свидетельству Л.Антоновой, в нынешнем году зарплата подмосковных учителей вырастет на 28% и составит более 15 тыс. рублей. На эти цели из регионального бюджета выделено более 1 млрд рублей, из них – 113 млн на финансирование стимулирующей части. В 2008 году зарплата педагогов Московской области должна увеличиться на 45%.
В Белгородской области цифры гораздо скромнее. С 1 сентября нынешнего года на НСОТ планируется перевести 80% работников образования, зарплата которых составит в среднем 8000 рублей, что на 2000 выше текущих показателей, а с 1 января доходы педагогов должны вырасти до 10 тысяч рублей.
По словам Андрея Фурсенко, здесь важно осознать, что цель введения НСОТ заключается в поощрении лучших специалистов, обеспечивающих высокое качество образования, а не в том, чтобы поровну поделить деньги между всеми независимо от результатов их работы.
Задача распределения стимулирующей части возлагается на управляющие и школьные советы, члены которых должны пройти соответствующую подготовку.
Каждый регион берет на себя обязательства исходя из собственных возможностей. Так, Новгородская область планирует повысить учительскую зарплату по сравнению с 2006 годом на 25%, Волгоградская – на 30%.
Различны и темпы перехода на новую систему – если в Новгороде намерены осуществить эту задачу во всех школах с этого учебного года, то в Волгограде решено апробировать новый механизм лишь в 30% образовательных учреждений.
То же самое и с нормативно-подушевым финансированием.
Если новгородцы намерены повысить среднюю величину норматива на каждого учащегося городской школы на 9,5% по сравнению с прошлым годом, а сельской – на 12%, то аналогичные показатели по Волгоградской области составят соответственно 1,6% и 2,1%.
Чем объяснить столь резкие различия? По словам А.Адамского, на сегодняшний день отсутствует четкое определение норматива (в каждом регионе толкуют это понятие по-своему), отсюда и различные подходы к его расчету.
Неизменно лишь наличие на данном переходном этапе адаптационных коэффициентов в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в том числе и его территориальной принадлежности.
Норматив для сельских малокомплектных школ значительно выше, чем для городских, но, по мнению А. Адамского, эта разница по истечении переходного периода должна исчезнуть.
Неизбежное следствие введения нормативно-подушевого финансирования – оптимизация штатного расписания и реструктуризация школьной сети, предполагающая постепенное закрытие малокомплектных школ и создание крупных базовых ресурсных центров.
Участники селекторного совещания весьма неохотно и крайне мало говорили на эту тему. В своем выступлении только Михаил Астапов упомянул, что в этом году было подвергнуто реструктуризации 50 сельских школ Краснодарского края – цифра сравнительно небольшая с учетом того, что в регионе сельские школы составляют 70% от общего числа.
Такие незначительные перемены руководитель Департамента образования и науки края связывает с твердым намерением местных властей сохранить малокомплектные школы в отдаленных сельских районах.
По словам Андрея Фурсенко, сегодня на первый план выходит проблема обеспечения безопасной доставки детей в отдаленные базовые школы.
Завершая совещание, министр подчеркнул, что проект предоставляет уникальные возможности для улучшения системы образования.
Будут ли реализованы эти возможности? Вопрос на сегодняшний день остается открытым.