Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Семь образовательных критериев для губернаторов
В конце июня, когда школы уже ушли
на летние каникулы, президент
Владимир Путин подписал Указ
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Этот документ весьма важен для образования. Семь критериев из сорока трех, по которым будет оцениваться работа назначаемых президентом губернаторов, впрямую касаются образовательной сферы.
Что это означает для школы?
Для начала перечислим собственно критерии в том порядке, в каком они записаны в президентском указе.
Итак, первый критерий – соотношение средней зарплаты педагогов в регионе и средней зарплаты работников, «занятых в экономике региона». Смысл понятен: учительская зарплата всегда ниже, чем заработки в экономике, и чем меньше различие, тем лучше работает губернатор.
Второй критерий – какой процент от общего числа учеников школ составляют дети с первой и второй группами здоровья. Этот критерий, вероятно, произошел от «борьбы с перегрузками», которой увлекался даже столичный мэр, самолично взвешивавший ранцы первоклассников. Правда, детское здоровье в одночасье не поправишь, нужна целая реабилитационная система.
Третий критерий – это процент сумевших сдать ЕГЭ от общего числа участвовавших в едином экзамене. Это самый гениальный критерий. Руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов так часто повторял, что по результатам ЕГЭ нельзя оценивать школы, что ему, похоже, вняли. Школы оценивать не станут, оценивать будут губернаторов.
Четвертый критерий – доля выпускников ПТУ, трудоустроившихся по профессии в первый год после выпуска. За ним просматривается попытка повысить эффективность системы начального профессионального образования (НПО); но вопрос, как поступят региональные власти – начнут содержательные реформы или постараются ввести систему «отработки по профессии» для выпусников НПО?
Пятый (самый, пожалуй, неожиданный) критерий – «удовлетворенность населения качеством образования (процент от числа опрошенных)». Здесь трудно что-либо комментировать: как ты проведешь опрос, такие результаты и получишь. Главное – помнить, что статистика все-таки наука точная и довольных больше ста процентов не бывает.
Шестой критерий – это расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на одного ученика школы и на одного ученика ПТУ. По этому критерию, естественно, выигрывают богатые регионы вроде нефтяных Татарстана или Ханты-Мансийского автономного округа.
Седьмой критерий – это процент школ, переведенных на нормативно-подушевое финансирование и «новую систему оплаты труда, ориентированную на результат». Этот критерий заимствован из национального проекта «Образование». Правда, нацпроект прилагает эти условия только к 21 региону – победителям конкурса. А президентский указ фактически распространяет требование вводить норматив (и как следствие, реструктурировать сеть образовательных учреждений, закрывать малокомплектные школы) на всю страну.
Общее впечатление от президентских критериев одно: в основном они будут производить только липовые отчеты. Потому что система власти устроена так, что административное воздействие, административный ресурс – всегда самый короткий путь в управленческой цепочке. И кому, как не президенту, этого не знать…