Первая тетрадь
Политика образования
БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Закон о всеобуче принят. Осталось поменять… Конституцию
Будем надеяться, что этот странный законотворческий проект не будет реализован
Накануне летних каникул Государственная дума приняла законопроект об установлении обязательности общего образования, или, как его принято называть в кругу специалистов, «законопроект о всеобуче». Вскоре этот законопроект одобрил Совет Федерации. В кратчайшие сроки – с 1 сентября нынешнего года – он должен вступить в действие. Что же ждет школу в связи с новым нормативно-правовым актом?
Несмотря на то что в первом чтении законопроект был принят единогласно, что само по себе примечательно, общественное обсуждение этого документа сопровождалось острыми дискуссиями. Поддерживая идею обязательного 11-летнего образования как социально значимую, оппоненты высказывали опасения по поводу формализма, приписок и процентомании, к которым, по их мнению, может привести реализация законопроекта, «заставляющего учителей учить, а детей – учиться». В условиях, когда половина учащихся не способна освоить школьную программу, педагогам придется выставлять отметки по принципу «три пишем, два в уме», утверждали специалисты.
Второй камень преткновения – это возможность находиться в школе до 20 лет.
«В этом случае придется с одной стороны пристраивать к школе роддом, а с другой – тюрьму», – предостерегали оппоненты.
Отчасти критика была учтена депутатами профильного комитета при подготовке поправок ко второму чтению, правда, предложенные решения трудно назвать оптимальными. Скорее – парадоксальными.
Общее образование… доступное не для всех
Новая редакция закона обязывает государство и родителей создавать условия для получения общего образования несовершеннолетними до достижения ими возраста 18 лет и предусматривает дополнительные государственные гарантии для граждан в возрасте до 20 лет.
Это означает две принципиальные позиции. Во-первых, в Законе «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена отсрочка от призыва до 20 лет для юношей, не получивших полного среднего образования.
Во-вторых, это подразумевает право на получение бесплатного среднего образования до достижения возраста 20 лет. С одной очень важной поправкой – второгодникам в старшие классы путь будет закрыт.
Согласно новой редакции, учащиеся, имеющие академические задолженности, не переводятся после 9-го в старшие классы, а продолжают обучение в иных формах (в вечерней школе или в форме экстерната).
Комментируя это нововведение, зампред Комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин заявил: «Эта поправка запрещает ребенку продолжить образование в очной форме даже вне школы – в ссузе или в ПТУ. Какое же это общее образование?»
«Количество образованных людей с принятием этого закона не увеличится, а даже сократится», – резюмировал Олег Смолин.
Этот вывод подкрепляется и еще одной новой поправкой, касающейся особой категории граждан – тех, кто находится в местах лишения свободы. Они могут учиться вплоть до достижения ими возраста 30 лет, правда, с одной немаловажной оговоркой: для них будут создаваться условия для получения самообразования (не образования!) и «проводиться культурно-воспитательная работа».
Как пояснила зампред профильного комитета ГД Валентина Иванова, «в СИЗО, как правило, трудно создать условия для полноценного очного обучения», а как именно будет организовано самообразование заключенных, в тексте законопроекта не уточняется.
Неправильные расчеты и неразрешенные правовые коллизии
Парламентской оппозиции не удалось отстоять и предложение о переносе сроков вступления в силу нового закона – с 1 сентября 2007 года на два года позже, с целью обеспечения переходного подготовительного периода.
«По расчетам Минобрнауки, не получают общего образования 50 тысяч детей, и с учетом демографической ситуации школы готовы принять такое количество учащихся уже в нынешнем году», – считает Валентина Иванова.
Противники законопроекта полагают, что количество детей, нуждающихся в получении общего образования, значительно превышает официальные данные и колеблется от 1 до 3 млн.
В связи с этим, по оценкам Общественной палаты, на реализацию закона потребуется порядка 35 млрд рублей – вопреки утверждению разработчиков о том, что никаких дополнительных расходов бюджета на эти цели не понадобится.
Таким образом, закон финансово не обеспечен, что грозит проблемами в процессе его реализации.
Но и это еще полбеды по сравнению с тем, что Закон о всеобуче… противоречит Конституции РФ, которая гарантирует общедоступность, бесплатность и устанавливает обязательность только основного общего образования (ст. 43). Таким образом, возникает явная правовая коллизия, разрешить которую будет не просто: для того чтобы изменить вторую главу Конституции, к которой относится 43-я статья, нужно созывать Конституционное собрание – орган, еще ни разу не востребованный в новейшей истории России.
«Обязаловка» вместо условий реализации закона
В то же время эксперты Общественной палаты отнеслись к законопроекту весьма критически. В своем заключении они пишут о том, что закон направлен на установление обязательности общего образования (что нашло отражение в его названии), в то время как следует говорить о создании условий, необходимых для выполнения этого важного требования.
Одно из важнейших условий – ответственность должностных лиц за нарушение закона.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, такие меры можно применить только по отношению к родителям или опекунам, в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 МРОТ – в том случае, если они не выполняют своих обязанностей «по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». А в отношении директоров школ и чиновников вообще никаких мер не предусмотрено.
– Приходится констатировать тот факт, что закон носит декларативный характер, – говорит член Общественной палаты, руководитель экспертной группы Любовь Духанина. – Правда, не все так безнадежно. В Минобрнауки в настоящее время работают над законопроектом «Об административной ответственности в области образования», который может быть рассмотрен до конца этого года.