Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Четвертый раздел
В папку воспитателя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Виктория Костяева. Нестандартный ребенок

Откуда берутся "белые вороны"

Разумеется, любой хороший учитель скажет, что стандартных детей вообще не бывает. Да, конечно, каждый человек уникален, самобытен и неповторим, но… почти в каждом классе обитает кто-нибудь уж такой самобытный, что учителя только руками разводят: белая ворона. А родители начинают таскать ребенка по врачам и психологическим консультациям, чтобы выяснить, в чем причина и как помочь ребенку.

Автор книги как раз консультирует таких детей и на типичных ситуациях из своей практики рассказывает о том, что могут сделать взрослые, окружающие ребенка, для того, чтобы пробить стену отчуждения. Некоторые рекомендации кажутся сначала слишком общими. Например, найти клуб или кружок. Но уже на следующей странице вы найдете предостережение: в семье, где все планируют и выбирают за ребенка, как раз и вырастают проблемные дети.

Кстати, большинство рекомендаций состоит в том, чтобы взрослые обратили внимание на себя, ибо чаще всего они становятся причиной неадекватного поведения ребенка. Или вообще выдумывают несуществующие проблемы, тогда как ребенок вполне комфортно чувствует себя среди сверстников.

Если же проблема реальна, вы найдете в книге советы, касающиеся работы с детской группой, специальные игры и упражнения, помогающие ребенку наладить общение с окружающими.

Воспоминания из детства: во дворе, задрав головы, стоят ребятишки и восторженно тычут пальцами в небо: «Белая ворона!» Она – такая редкость среди привычных крикливых серых стай. Почему так гоняют ее серые сородичи?

«Белой вороной» называют человека, не просто отличающегося от нас своим поведением, взглядами на жизнь и поступками. Этого мало. Бывает, что такие оригиналы вполне успешно шагают по жизни, не испытывая дискомфорта и не комплексуя. Чтобы заслужить это прозвище, надо чувствовать себя неуютно среди своего окружения, переживать по этому поводу, отдалиться от людей, замкнуться в себе или пытаться идти войной на все человечество...

Чем помочь нашим «белым воронятам» – детям, испытывающим проблемы в общении с родными, друзьями, одноклассниками, «странным» детям или, говоря по-научному, дезадаптированным, не сумевшим адаптироваться в коллективе? Ведь дело не в том, что они отличаются от всех остальных. Наш «птенчик» не умеет использовать свои особенности в свою пользу или взрослые сами, не заметив этого, поставили ребенка в такое положение, что он вынужден оставаться в стороне.

У всех детей – разная потребность в общении

«Все дети как дети, а мой – нелюдимый. Другие родители плачут, что детей домой не дозовешься, все с товарищами где-то бегают, а для меня – радость, если он хоть подерется с кем-нибудь, что ли. И в школе все время в стороне», – часто слышу я на приеме от родителей.

«Я – другая! И мне по фигу, что думают обо мне все остальные! Я ненавижу и презираю тех, кто стремится быть «не хуже других». На кой черт мне их мнение, обойдусь и без них», – хлопает дверью девочка-подросток в ответ на замечание родителей.

Многих из нас беспокоит проблема адаптации ребенка в коллективе. Вся наша жизнь, то есть активная деятельность, связана с общением, человек с детства учится ладить с окружающими, руководить и подчиняться. Традиционно в нашем сознании «одиночка» получает негативную оценку – нелюдимый, угрюмый, бирюк, замкнутый, закомплексованный... Всегда ли это верно?

Вспомним себя в детстве. Переход в новую школу, ситуация новичка. Переезд в другой город, когда заново приходится налаживать все связи. Страх перешагнуть порог комнаты, где уже собрались люди и кажется, что только на тебя они и смотрят. Мы пережили это когда-то и помним о наших страхах. Память о наших переживаниях заставляет родителей беспокоиться за детей сейчас – ребенок все свое время проводит один: может быть, он просто не смог справиться с ситуацией и замкнулся в себе?

Я и сама – до того как занялась причинами детской дезадаптации – расстраивалась из-за сына, который в любом веселом коллективе предпочитал посидеть в сторонке. С раннего детства Саша не стремился заводить новые знакомства, хотя и не отталкивал от себя сверстников, когда они сами подходили к нему. Для меня это стало проблемой, я специально учила его знакомиться, предполагая, что он просто не умеет подойти к новому человеку и не знает, что сказать. Я заводила коллективные игры, но Саша предпочитал оставаться в роли наблюдателя. Меня это огорчало и заставляло тревожиться. Однажды, уже в школе, я вдруг поймала себя на том, что в игру со мной включилась добрая половина класса, а мой сын в это время смотрит в окно, и это занятие ему явно интереснее. Только после нескольких лет переживаний и стараний что-то изменить я поняла, что у Саши просто врожденная низкая потребность в общении. Если надо, он может и познакомиться, и работать в коллективе, но у него нет стремления быть в гуще событий. Так как подсознательно мы ждем от других, особенно от близких, реакций, сходных со своими собственными, мне, которой трудно прожить один день, не пообщавшись с подругой, трудно было осознать, что Саша – совсем другой в этом плане человек.

Тест «Рисунок-портрет», или Как узнать, чувствует ли себя ребенок «белой вороной»?

Мне часто приходится сталкиваться в своей работе с серьезными проблемами в семье моих клиентов из-за того, что родители и дети оказываются почти полной противоположностью по своим личностным качествам. Позднее мы поговорим о разных типах характеров.

А сейчас, если вы тоже обеспокоены «неправильным» поведением своего ребенка в коллективе, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик – «Рисунок несуществующего животного». В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет; но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром, чувствует ли он себя «белой вороной» в коллективе.

Вам понадобятся: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей – создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок.

После того как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.

Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с «проблемными» детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать оттого, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению – вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок скорее всего претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.

По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности нашей «белой вороны» – недовольство своей ролью в коллективе, на это необходимо обратить особое внимание.

Так как расположение рисунка – только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц – показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственна словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа – большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный, – признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога – защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной – агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья – стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически – чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть «основательна», то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части – маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение – высокий уровень, небрежное и слабое – склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер.

Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост. Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево – мы можем судить о самооценке мыслей и решений, вправо – действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз – недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов – зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши – самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии. Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали. Необычные детали – например, вмонтированные в тело механические предметы – могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного. Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей – летающий заяц, бегокот и тому подобное – говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием – рептилиус – выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные – пузыроид, пельмеш – выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы – тру-тру, кус-кус – возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Самое главное для нас на данный момент – определить, есть ли у ребенка ощущение, что он отвергнут обществом. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Методика поможет вам определить, действительно ли ваш ребенок – «белая ворона» и страдает от этого, или его замкнутость объясняется складом характера.

Игры на развитие навыков сотрудничества

Совместное творчество

Перед началом игры участники разбиваются на пары. Желательно, чтобы в одной паре не оказались близкие друзья. Поэтому будет лучше, если на пары группу поделит ведущий.

Каждой паре понадобится большой лист бумаги (лучше ватман) и фломастер. Игра проводится в два этапа.

I этап. Игроки садятся на пол или за парту. Кладут лист бумаги между собой и берут по одному фломастеру. Затем ставят фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закрывают глаза. Задача игроков за две минуты пропутешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисовать надо во все стороны, пока не покажется, что побывали во всех уголках листа.

II этап. Через две минуты участники открывают глаза и пробуют сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. При этом разрешается разговаривать друг с другом. На дорисовку дается 10 минут. Затем каждая пара показывает рисунок всем остальным и рассказывает, что на нем нарисовано. Можно обсудить, каким образом удавалось находить общий язык с партнером, когда глаза были закрыты. Как в паре происходило дорисовывание картины.

Книга издана: М.: Айрис-пресс, 2004

Рейтинг@Mail.ru