Четвертый раздел
В папку воспитателя
ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Юношеские субкультуры Урала. Мини-энциклопедия
Персонажи параллельной реальности
Подростки не перестают ошеломлять нас внешним видом, манерами, сленгом. Татуировки, немыслимые штаны
и невозможные прически, серьги
в ухе, носу и… в общем, везде.
А что от них можно порой услышать! «Ягомот, гымнярня, мастерятник, эмтегей, пау-вау»… Для того, кто хочет узнать немножко побольше о тех, кто живет в мире подростковых субкультур, книжка станет увлекательным путеводителем. Недаром она названа составителями мини-энциклопедией.
Главы, где говорится о панках, толкиенистах, байкерах, готах, индеанистах, моберах, сатанистах, эмтегеях будет интересно прочитать всем педагогам, работающим с подростками.
С чисто образовательной целью.
Отношения внутри группы, символика, традиции –
все это дает нам ключ к системе ценностей представителей разных субкультур. А разве это не первый шаг к пониманию их, таких
не похожих на нас? После многих глав дан небольшой словарик. Опять-таки чтобы мы не только слышали, но и понимали друг друга.
Некоторые неформальные объединения даже удостоились описания своей истории. Например, движение толкиенистов существует с начала 90-х и прошло уже несколько этапов развития (как это
ни смешно звучит). В результате на примере нескольких сообществ становится хоть сколько-нибудь понятно, как, на основе чего объединяются и что ценят в своей субкультуре подростки.
Антон ЧИСТЯКОВ
«Готы», или Зеленая фея приходит вовремя
Все составляющие «готического» мировоззрения перечислить невозможно, но в целом это особый романтико-депрессивный взгляд на жизнь, выливающийся в замкнутость, частые депрессии, меланхолию и повышенную ранимость. Особо приветствуется эстетика смерти. Смерть воспринимается большинством готов как фетиш.
Роль музыки в готической субкультуре крайне важна, но если раньше объединяла и выделяла готов одна лишь музыка, то сегодня к ней прибавились другие виды искусств. Открыты «готические» художественные и литературные клубы, где готы проводят литературные чтения. В интернете кроме музыкальных страниц существуют арт- и поэтические «готические» сайты. Но в принципе для готов, наших уральских по крайней мере, не важно, где собираться – в литературных клубах или на каких-либо квартирах. На вопрос: «Зачем же вы собираетесь?» – они отвечают: «Чтобы вместе подепрессировать». А депрессия может снизойти на гота где угодно. Особенно благоприятны для этого кладбища. В уральской столице готы собираются в основном на тех, до которых легко добраться, например – на Михайловском. Там они и доводят себя до вожделенного состояния депрессии.
Если депрессия – вожделенное состояние, то вожделенным видением можно считать видение Зеленой феи. Она приходит после абсента – полынной водки с легким наркотическим эффектом. Готовят абсент особым образом: в стакан, сужающийся кверху, наливают охлажденный напиток, на него кладут специальную «дырявую» ложку с большим куском колотого сахара, который потом поджигают. Так проделывают три раза. А потом, передавая стакан по кругу и предвкушая встречу с ней, потягивают напиток и всматриваются в темноту, из которой вот-вот должна возникнуть она – Зеленая фея. И когда наконец-то в сладко-тревожных грезах к ним приходит та, которую ждут, – печальной радости гота нет предела!
Вместе с видениями абсент укрепляет в готах чувство мрачной романтики: «Вид абсента, горящего синим пламенем в ночи на кладбище, очень романтичен, по силе воздействия с этим могут сравниться лишь черные розы», – говорит Данил, один из уральских готов.
В России, и в частности на Урале, эта культура обозначила себя едва-едва. Порядочным готам трудно найти что-либо «готичное» в магазинах и на рынках. Вся надежда у них только на сэкондхенды и швейные мастерские, хотя за умеренную плату можно взять напрокат некоторые вещи из Театра музкомедии. Поэтому у нас трудно увидеть гота, одетого по всем канонам этой культуры. Наши готы частично похожи на металлистов. А вот музыку они слушают такую же, как и на родине готов. И такое же большое значение придают текстам. Готические тексты, считают готы, полны смысла, а под «готическую» музыку думается лучше, чем под Моцарта или Шопена.
Дмитрий КОНОНОВ
Индеанисты, или «Красный путь» к себе
С самого начала наша индеанистика разделялась на три направления: научное, политическое, туристическое. Позже появилось еще два направления: культурно-историческое и религиозное. Все это существовало как единое целое без особых противоречий.
В таком виде индеанистика сохранялась до конца существования советского строя, хотя уже тогда в ее недрах зрело направление, представители которого получили название – индейцы.
В индеанистике сегодня люди всех возрастов. И «старики», которые в движении с самого начала, и молодежь, выросшая вместе с движением, и подростки, у которых проснулся искренний интерес к проявлениям индеанистики, и дети, которых на Пау-Вау привозят родители и которые формируются в атмосфере родительских интересов.
Основным объединяющим фактором индеанистских групп является интерес к истории, культуре, искусству и религии американских индейцев. Праздник Пау-Вау служит прямому, непосредственному общению. Объединяя свои интересы в действии, индеанисты стремятся жить в соответствии с индейскими представлениями о Красной дороге. Идея Красной дороги – это идея жизни людей в духовном развитии, в гармонии с природой, на религиозной основе, выраженной искусством или другими видами деятельности.
С самого начала индеанисты не особо противопоставляли себя обществу. Мы, скорее, лишь декларировали идеалы, которые способны изменить социум к лучшему. У нас существовала и существует определенная общность взглядов с «зелеными» – активная обеспокоенность состоянием природы.
Никаких жестко фиксированных норм у нас нет. Есть три принципа – Знания, Уважение, Свобода. Знания о деле, которым ты занимаешься. Уважение чужих знаний, чужой свободы, чужих взглядов и священных предметов, значимых в индейской культуре. И свобода в принятии решений и действий, не нарушающих общечеловеческих
принципов.
Первоначально индеанисты не употребляли даже алкогольных напитков, а наркотики никто не употребляет до сих пор.
В разное время предпринимались попытки написать какие-либо уставы, связанные с более жесткой самоорганизацией, но жизнь и человек гораздо сложнее всех уставов, – и индеанисты это поняли, наверное, одними из первых.
Отношения в индеанистике моделируются по типу кочевой индейской военной демократии. Обычно в группе есть один или несколько лидеров (по возрасту, по социальному положению), эти люди берут на себя значительную часть работы и определяют направление деятельности. Остальные помогают, кто как может. Положение каждого в группе определяется знанием, жизненным опытом и объемом работы в движении. Особое уважение вызывают мастера, чьи коллекции предметов индейского искусства значительны и впечатляют. Лидер отдельной группы на Пау-Вау может являться вождем, хотя этот термин не используется, чаще говорят «чиф», точнее – «чифы», что обозначает лидеров, способных принимать значимые решения и влиять на них. При этом степень участия каждого человека в принятии решения определяется им самим. В условиях Пау-Bay существуют еще Воины Собаки – акациты, индейская «полиция». Они нужны для организации порядка в лагере. Основной способ упрочить свое положение: «Бери и делай!» – делай индейские вещи, журнал, танцевальную группу, клуб...
Символы в индеанистике – это особый разговор, ведь собственные индеанистские символы построены на «фундаменте» индейской культуры, а она полна символизма.
Свой жаргон в индеанистике практически отсутствует. В общении используются исторические, этнографические термины. Кое-что заимствовано из рок-музыкальной среды. Но в целом это одна из немногих субкультур, которая говорит на хорошем русском языке.
Способом выражения идей индеанистики является искусство, и не важно, заявлен ли предмет искусства в американском каталоге, или эта вещь сделана для религиозной церемонии, – все они несут схожие идеи, только на разном духовном уровне. Количество и качество индейских вещей определяет также статус человека на Пау-Вау, хотя Пау-Вау – не цель, ради которой нами делаются индейские вещи, а способ их совместного использования. «Богатые» индеанисты играют видную роль в движении, потому что их богатство связано не столько с финансовым положением (хотя индеанистика – дорогое увлечение), сколько с их знаниями и умениями, что в индеанистике ценится несоизмеримо больше. Вот пример: когда хороший переводчик, специалист в индейской истории или певец не имеют достаточного количества предметов индейского искусства, они все равно занимают значимое положение в нашем движении благодаря своим умениям. А предметы индейского искусства часто дарятся им в знак признательности.
Сегодня индеанистика переживает новый этап своего развития и становления. Клубы и творческие коллективы формируются по племенному признаку: блэкфуты, кроу, чейенны, ла-кота... Это выводит движение на новый уровень.
Сегодняшние индейцы активно занимаются издательской деятельностью, осуществляют активные контакты с американскими индейцами, приглашая в Россию классиков американской литературы, представителей политических и культурных кругов, а также танцевальные коллективы.
Книга издана: Екатеринбург: Союз юнкоров, 2005