Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Третий раздел
В папку классного руководителя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Сборник статей

Младший школьник: портрет в домашнем интерьере

Книга «От семи до одиннадцати» составлена как основательный справочник или энциклопедия. Здесь можно найти если не все, то довольно много о развитии младшего школьника и младшего подростка. В первой части книги – о возможностях, которыми обладает ребенок, и о том, как создавать условия для их реализации.

Вторая часть посвящена жизни ребенка в школе. Поскольку книга адресована родителям, статьи в основном рассказывают о том, как правильно реагировать на учебные успехи и неудачи; помогать в процессе адаптации; как поддерживать ребенка в ходе освоения той или иной программы, разных школьных предметов.

Следующая часть информирует нас о том, что происходит с ребенком вне школы. Многое в его жизни случается впервые: самостоятельная поездка на транспорте и поход в магазин в роли покупателя, обустройство рабочего места в доме, выбор кружка или секции.

Авторы статей рассказывают о психологической стороне этих и других событий детской жизни.

И последняя, четвертая часть «Почти подросток» дает ответы на вопросы о том, как вести себя с ребенком на пороге трудного возраста, как меняются ценности и восприятие ребенка, каким образом помочь ему преодолеть этот кризис.

Многие статьи из всех четырех частей послужат отличным материалом для беседы, дискуссии или практического занятия с родителями. Кроме статей известных психологов и педагогов, вы найдете в книге упражнения, рекомендации и совместные игры для детей и взрослых.

Светлана МИНЮРОВА

«Научите меня учиться!»

Что важно знать родителям для того, чтобы поддержать импульс познавательной активности ребенка в таком сложном для него содержании, как учебная деятельность?

Прежде всего важно понимать, что младшему школьнику учиться трудно. Согласитесь, ребенку семи–одиннадцати лет сложно изо дня в день удерживать интерес к содержанию учебных предметов, облеченному в форму не столько практических, сколько теоретических, научных знаний. Однако вполне возможно развить у ребенка интерес к самостоятельному нахождению способов познания. Это качественно иной уровень познавательной активности – владение не только знаниями, но и способами постижения знаний. Если ребенок с помощью взрослого восходит к этому уровню, перед ним открываются замечательные перспективы самостоятельного исследовательского поиска.

Взрослый чаще всего совершенно естественно допускает, что научить ребенка кататься на велосипеде, плавать и т.п. – реально. Но так же реально научить ребенка и способам познания, и прежде всего – выделять учебную задачу. Что это значит? В учебниках приводится целый ряд упражнений, задач по каждой теме. Важно научить ребенка видеть за этой цепочкой учебных заданий правило, закономерность, которой подчиняется правильное выполнение этих заданий.

Так, дается ряд примеров: «5 + 8», «4 + 7», «6 + 9» – все они направлены на отработку правила сложения числа с переходом через десяток. Усвоил ли ребенок эту закономерность или просто механически высчитывает каждую сумму? Как считает ребенок – в уме, на пальцах? Для того чтобы ответить на эти вопросы, родителю важно вступить в диалог с ребенком. Из реплик ребенка станет ясен ход его мыслей. Будет замечательно, если родитель, интересуясь делами ребенка в школе, не будет удовлетворяться ответами типа: «писали на доске», «решали задачи в тетради», а будет узнавать, какому содержанию научился ребенок в этот день в школе. Родителям важно помнить, что за каждым упражнением, задачей всегда стоит конкретный материал, конкретная учебная задача – то новое, чему учится ребенок.

Взрослый может создать условия, способствующие повышению значимости учебной познавательной активности ребенка. Перечислим основные из них:

• Поддержание в семье атмосферы уважения к умственному труду.

• Подчеркивание того, что учеба – это значимое дело ребенка. Не надо мешать ему этим делом заниматься.

• Четкое установление места и времени занятий.

• Приучение ребенка заниматься не отвлекаясь.

Для того чтобы создавать и поддерживать у младшего школьника пока еще очень хрупкий познавательный интерес к учебному содержанию, взрослым стоит запастись, с одной стороны, терпением, а с другой – быть инициаторами познавательной активности ребенка. На первых порах учебной деятельности, пока ребенок еще не почувствовал вкуса к познанию, важно, чтобы взрослый поддерживал с ребенком постоянный диалог на темы учебного содержания.

Вы можете, например, так организовать поддержку познавательной активности ребенка, как это предлагает психолог А.Луньков. В начальной школе необходимо ограничить время как на приготовление уроков в целом, так и на совместную работу с родителем в частности. Взрослый договаривается с ребенком, что они будут работать вместе 1–1,5 часа, но с полной отдачей. Если они не успеют проработать все письменные задания, то оставшиеся взрослый выполняет сам, а ребенок просто переписывает их в свою тетрадь. Надо сказать, что объем задания, выполненного за 1,5 часа, постепенно растет, а объем механического переписывания – снижается. Длительное выполнение уроков (3, 4 и более часов) лишь истощает силы ребенка и уничтожает его положительную мотивацию. Кроме того, при ограничении времени совместной работы ребенок приучается к тому, что он не имеет права на неограниченное использование времени взрослого (у которого есть и другие дела) и вырабатывает навыки максимально плотного взаимодействия с взрослым в ходе индивидуальной помощи.

Взрослый должен научиться исключать «естественные» оценочные высказывания из своей речи в ходе индивидуальной помощи ребенку. Такие выражения, как «неправильно», «подумай еще раз», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь внимателен», «ты ошибся», «разве так можно?», «ты что, совсем глупый?», «сколько раз тебе повторять» и т.п., служат только для эмоциональной разрядки взрослого, никак не помогая ребенку. Зачем взрослому спрашивать ребенка: «Разве это правильно? Подумай еще раз» – ведь он уже подумал и решил, что это правильно. А распространенное высказывание «ты просто думать не хочешь» является формулой прямого внушения и вариантом родительской директивы, родительского программирования «не думай», оставляющих у ребенка чувство недоверия к своим мыслительным способностям. Такое недоверие как раз и приводит к познавательной пассивности.

Как считает А.Луньков, если ребенок совершает ошибку, то дальше думать должен взрослый – о том, как упростить задачу и построить новую мини-задачу, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить ее.

Индивидуальная помощь совершается в темпе, естественном и комфортном для ребенка. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.

В ходе индивидуальной помощи не стоит предоставлять ребенку ручку и тетрадь. Писать в ней надо самому взрослому (конечно, имеется в виду черновик). Таким образом, у ребенка остается только одно средство взаимодействия с взрослым – устная речь. Это желательно в силу ряда следующих причин. Ребенку предоставляется роль «взрослого» контролера над действиями взрослого-«ребенка», который, правда, задает подчас хитрые или «глупые» вопросы и совершает ошибки. Ребенок упражняет свою способность к предметному рассуждению, лишившись стереотипных и привычных средств письменного действия. Ведь дети часто не умеют рассуждать на языке предмета, освоив лишь набор стандартных письменных действий и коротких устных ответов, поскольку этот стандарт и оценивается педагогом в классе.

Взрослый, владея ручкой и тетрадью, выполняет большую часть рутинных письменных действий. Тем самым умственная энергия ребенка экономится ради концентрации на основных ошибках и трудностях. Причем экономятся не только усилия ребенка, но и время совместной работы. При этом пропадает основание для привычных претензий взрослого к ребенку типа «спиши чисто», «следи за почерком» и т.п. Ведь для многих детей концентрация на чистописании является удобным поводом для того, чтобы избегать умственных усилий.

Контроль над формой (почерк и т.п.) и содержанием умственной деятельности – это разные виды контроля! В школе иногда неявно ребенку предлагается идти по пути наименьшего сопротивления: знает, что может заслужить поощрение за аккуратность и хороший почерк. Конечно, ребенок, только осваивающий письмо, нуждается в контроле над формой, но тогда желательно развести эти два вида контроля по разным типам заданий.

При организации контроля над формой можно использовать следующие приемы, варьирующие способ выполнения рутинного задания. Например, в начальной школе ребенку предлагается написать какую-либо группу слов или предложение своим обычным почерком. После этого ему говорится: «А можешь написать то же самое, но хуже!» Ребенок удивляется, но выполняет это задание. Далее ему говорится: «Это недостаточно плохо, а можешь еще хуже?» И наконец: «Напиши плохо – насколько можешь». И здесь, дойдя до нижнего предела качества, он получает следующую инструкцию: «А теперь попробуй немножко лучше». И далее: «А теперь опять хуже»; «А теперь опять сделай лучше, чем было раньше» и т.д. Таким образом, ребенок получает возможность овладеть всем пространством своего почерка, получить свободу движения при овладении качеством выполнения рутинного действия.

В математике приемом, помогающим осознать способ решения, является формулировка вопроса к задаче самим ребенком. Взрослый читает текст задачи, за исключением вопроса, и обращается к ребенку: «Решать эту задачу не надо, но попробуй придумать вопрос к ней», «А какой еще вопрос можно поставить?» и т.д. Если ребенок затрудняется с постановкой вопроса, то можно записать решение и вновь обратиться к нему: «На какой вопрос задачи я получил ответ?»

Если ребенок уже уверенно решает стереотипные задачи, то следующим шагом в осознании задачи как модели связи различных величин может быть исключение из текста задачи необходимого условия или добавление в текст избыточного условия. При этом дается такая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю задачу, которую решать не надо. Но в ней не хватает какого-то условия. Скажи мне, что мы еще должны знать, чтобы ее решить». Или: «Решать задачу не надо, но скажи мне, какая величина в задаче лишняя, мы можем получить ответ и не используя ее?» После этого можно переходить к конструированию задач самим ребенком. Например: «Переделай текст задачи так, чтобы известное условие стало искомым ответом, а прежний вопрос оказался бы среди известных условий». В целом все приемы работы с решением задач направлены на то, чтобы исключить стереотипные действия ребенка, которые уже не приносят ему успеха, но от которых он не в силах отказаться сам, без помощи взрослого, и актуализировать в атмосфере безопасного познания потенциал его мышления, подавленный негативным опытом.

Ульяна ВОРОБЬЕВА

Что значит иметь свою территорию?

О метках, тайных предметах и секретных местах

Посмотрите на свой дом свежим взглядом. Что бы вы могли сказать об обитателях вашего дома только на основании находящихся в нем вещей? Можно ли предположить, что в семье есть ребенок и что он к тому же младший школьник?

Вещи многое могут рассказать о своих владельцах, об их желаниях и интересах, об их правах и обязанностях, об их статусе в семье и даже о самооценке. Давайте вместе с вами обсудим, соответствует ли обстановка дома возрасту вашего ребенка, его статусу школьника, особенностям его личности.

Домашнее задание для взрослых. Пройдитесь по своей квартире, отмечая, где лежат вещи вашего ребенка и в каком количестве. Нарисуйте на листе бумаги большой прямоугольник. Пусть он обозначает вашу квартиру. Отметьте на нем точками скопление детских вещей. Соедините отмеченные точки. Полученная замкнутая кривая будет ограничивать территорию вашего ребенка в квартире. Какая она получилась? Может, она занимает почти всю квартиру? Или несравнимо мала по отношению к территориям других членов семьи? Такую квартирную топографию можно провести для всех ваших близких, она дает много информации о том, какое положение в семье занимает каждый из них.

Иметь свою территорию в семейном жилище важно не только для взрослых, но и для детей. Чтобы обозначить территорию как свою, ребенок-дошкольник в качестве меток чаще всего использует игрушки. Подрастая, мальчишки разбрасывают повсюду железки, вело- или радиодетали, дискеты, диски, а девочки – журналы, блокнотики, наклейки, изящные предметы бижутерии и школьной жизни.

Хорошо, если у ребенка своя комната, тогда разбросанных вещей-«меток» значительно меньше. Но даже если нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, ему обязательно нужна своя территория. Это может быть стол, прикроватная тумбочка, секретер, книжная полка и, конечно, кровать. Но если они на детской территории, значит, находятся в полном владении ребенка. Он – полновластный хозяин своей территории, распоряжается ею и отвечает за нее.

Если школьник еще не умеет наводить порядок на отведенном ему пространстве, родители могут обучить его. Но если мама сама и по своему вкусу наведет чистоту в вещах сына, да еще в его отсутствие, то ребенком этот факт будет воспринят вполне однозначно: «Мою территорию заняли». Пусть вас потом не удивляет полное отсутствие у ребенка желания поддерживать и наводить порядок. Если у человека в детстве была своя территория, то в нем рождается и остается на всю жизнь чувство собственного пространства, которое играет немаловажную роль в формировании чувства собственного достоинства.

Имея свое «место под солнцем», которое бережно охраняется близкими людьми, ребенок ощущает, что его ценят и любят.

Своя территория ребенку нужна и для того, чтобы расположить на ней «тайник», «секретное место», о котором никто не должен знать. Дети устраивают их в дальних углах шкафов, на антресолях, даже в постели под матрасом или под подушкой.

Что же они прячут в своих тайниках? С точки зрения взрослых, совершенно бесполезный хлам: обертки шоколадок, вырезки из журналов, записочки, красивые камешки, стеклышки, наклейки. Для ребенка каждый из этих предметов имеет свой сокровенный смысл, посвящать в который он никого не торопится. Опыт обладания собственной тайной необходим младшему школьнику, ведь именно в этом возрасте происходит осознание внутренней жизни и развивается способность к рефлексии, самоанализу.

Способность мысленно рассуждать о своем поведении, мотивах и чувствах у младшего школьника только формируется, ребенок только еще учится обдумывать и оценивать свои поступки, ему необходима наглядная опора для мыслительного процесса, так как доминирующим в этом возрасте становится наглядно-образное мышление. Такими опорами и являются тайные предметы детей.

Если взрослые бережно и уважительно относятся к тайнам ребенка, он будет чувствовать значимость себя как личности, своих мыслей и чувств. В конечном итоге это способствует укреплению его чувства собственного достоинства.

Полезное одиночество и ситуация «один дома»

Ученик проводит в школе 6–7 часов ежедневно. В течение всего этого времени ребенок находится на виду у всех остальных. От такой публичности некоторые школьники устают, одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем поводе обижаются, плачут или пускают в ход кулаки; другие – могут уснуть прямо на уроке. Придя домой, такие дети испытывают острую потребность в уединении.

Сашу К., ученицу второго класса, учителя характеризовали как беспокойную, неусидчивую девочку, которая часто ссорится с одноклассниками и бывает вспыльчивой и агрессивной. В разговоре с психологом Саша рассказала о своей мечте – иметь игрушечный дом, как у ее подружки Марины. Маринин папа соорудил для своей дочки кукольный домик прямо в кладовке, маленькой комнатке без окон. Там все было сделано как в настоящей квартире: кухня, комната, мебель, ванна, туалет и даже раздельное освещение. Саша была в гостях у своей подружки, и ее потрясла такая роскошь. На вопрос психолога: «Зачем тебе такой домик?» – девочка произнесла: «Я бы включала свет и сидела там в тишине».

Дома дети обычно сами выискивают потайные уголки. Если у ребенка нет своей комнаты, где он может побыть наедине с собой, то он может (как в более раннем возрасте) устраивать «домики» под столом, «штабы» в шкафах, «убежища» под одеялом. Так уставший от публичности ребенок восстанавливает свои психические силы и в то же время осваивает новый для себя опыт – общения с собой, расширяя и углубляя тем самым свой внутренний мир, развивая способность к рефлексии и внутреннему плану действия. Родители, идущие навстречу своим детям в их желаниях уединиться, спрятаться, способствуют развитию личности ребенка и укреплению его психического здоровья.

Но если ребенок оказывается в ситуации, когда ему нужно находиться дома после школы (после окончания уроков или после «продленки»), его одиночество вынужденное. Конечно, родители стараются не оставлять детей одних, особенно первоклассников. Однако бывает и так, что уже со второй четверти первого класса ребенок самостоятельно проводит время до возвращения родителей из школы.

Как помочь ему не чувствовать страха, быть организованным, самостоятельно выполнять домашние задания?

Попробуем дать несколько рекомендаций, которые сделают одиночество не таким удручающим, а со временем помогут развить в ребенке способность самому распоряжаться временем, которое он проводит дома один.

1. Составьте вместе с ребенком список дел, которые ему предстоит выполнить до прихода мамы и папы. Первый список может представлять собой табличку, в которой ребенок будет проставлять галочки, когда выполнит очередной пункт. Для самых маленьких школьников список может быть подробным

(«1. Проверь, хорошо ли заперта дверь. 2. Переоденься, повесь одежду на плечики. 3. Вымой руки с мылом. 4. Возьми в холодильнике еду и разогрей в микроволновке». И т.д.). Что касается времени, то иногда и во втором классе дети путаются в стрелках механических часов. А потому режимные моменты можно сопровождать рисунками часов со стрелками, обозначающими определенное время, либо купить электронные часы.

2. Каждый вечер можно договариваться с ребенком, чем он будет заниматься во время, обозначенное в списке как «свободное». Кого-то больше привлекает чтение книги, а кого-то – возможность конструировать модели кораблей. Главное, чтобы ребенку было чем поделиться вечером, а вам – быть спокойными относительно того, что у сына или дочки есть какое-то интересное дело.

3. Проговаривать правила безопасности (относительно нахождения дома, разных непредвиденных ситуаций, транспортных вопросов и т.п.) нужно не один раз перед первым самостоятельным возвращением из школы, а регулярно, но не запугивая ребенка, а по возможности обыгрывая ситуацию («Как бы ты поступил, если бы тебя попросила открыть дверь соседка тетя Шура?»).

4. Договоритесь о времени, когда вы будете созваниваться друг с другом. Пусть таких контактов будет несколько. Обязательно находитесь на связи в то время, которое было оговорено (или вообще в любое время, тем более что мобильная связь это позволяет), иначе ребенок может нафантазировать непонятно что. Если же все звонки происходят вовремя, у сына или дочки складывается представление о том, что мама и папа всегда в пределах досягаемости и могут в случае чего примчаться на помощь.

5. Обсуждая события за день, следуйте принципу «обсуждать – но не критиковать». Возлагать надежду на то, что ребенок выполнит все пункты по списку времяпровождения, не стоит. Во всяком случае, на это может потребоваться несколько месяцев, а то и весь период младшей школы. К выполнению более сложной домашней работы следует переходить после того, как усвоены самые основные моменты (ребенок без труда поддерживает в порядке свою школьную форму, может самостоятельно разогреть обед, не забывает выключить плиту и воду, выполнить уроки и др.).

6. Особо оговаривается время просмотра телевизора и компьютерных игр. Если ребенок и без того испытывает в одиночестве чувство страха, то телевидение может напугать его еще больше. Даже если, просмотрев программу телепередач, вы убедитесь в том, что детективов и «ужастиков» в дневной период нет, вы не получите гарантии того, что ребенок не увидит что-то, от чего его с головы до ног охватит чувство страха. Поэтому если без голубого экрана не обойтись, лучше воспользоваться видеомагнитофоном, заранее выбрав с ребенком те кассеты, которые можно будет посмотреть (на выбор). То же касается и компьютерных игр.

7. Накануне вечером и утром перед уроками старайтесь создать дома спокойную обстановку, убеждайте ребенка в том, что он смелый и самостоятельный. Будьте сами уверены и доброжелательны. Тогда скорее всего и ребенок сможет поверить в то, что проблема «один дома» не такая уж страшная, как казалась вначале.

Книга издана: Екатеринбург: У-Фактория, 2006

Рейтинг@Mail.ru