Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Второй раздел
В папку учителя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Сборник статей

Александр Мартыненко. Специфика системы оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе

В книге собраны статьи педагогов, которые работают в экспериментальном режиме уже не один год и самостоятельно прошли тернистый путь от инновационных идей до их практического воплощения. Несмотря на то что в подзаголовке указано: рекомендации для опытно-экспериментальных школ, многие формы и методы могут быть интересны и для обычной хорошей школы. Особенно, учитывая, что авторы работали над преодолением самых насущных проблем: переход из начальной школы в среднюю, организация игры, исследовательская работа, выбор профиля.

Особенно много внимания уделено проблеме оценивания – от качественного оценивания до проведения итоговых экзаменов за год. Все материалы построены не в «отчетном», а в методическом ракурсе, то есть собственный опыт осмыслен и изложен так, чтобы коллеги-читатели могли им воспользоваться.

В каждом разделе можно найти и теоретическое обоснование, и практические рекомендации вплоть до образцов анкет и творческих заданий. Во многих главах авторы перечисляют возможные образовательные эффекты, результаты и риски того или иного метода. Поэтому учителя школ, ведущих или только начинающих экспериментальную работу, могут положиться на опыт коллег.

Мы пытаемся уйти от традиционной ситуации экзаменационного дискомфорта. Нестандартность происходящего, отличия от обычных школьных контрольно-экзаменационных процедур позволяют учащимся проявить свои лучшие качества, а учителям – выявить уровень развития компетентности учащегося, в котором «знания» лишь небольшая часть багажа личности.

Общие принципы организации и оценивания

Каждое испытание для учащихся является очередным этапом в освоении разнообразных, постепенно усложняющихся экзаменационных форм и обеспечивает ступенчатое приближение к классической форме экзамена по билетам со сформулированными в них точными вопросами.

Главная идея – все дети разные (пол, реальный физиологический возраст, стадия психического развития, социальный статус, жизненный опыт, темперамент, круг интересов и увлечений, ведущий канал мировосприятия, предпочитаемые формы самовыражения и др.). Представляется более человечной ситуация, когда ответы (выступления) не подгоняются под эталон (часто невероятно субъективный), а обуславливаются внутренними установками автора-выступающего.

В этом случае перед учителями не стоит задача выяснить знания ученика по всем темам курса, определить, что он не умеет. Важнее выявить, чем учащийся способен активно пользоваться в повседневной (или учебно-модельной) ситуации, какие способности реально проявляет, в каком направлении движется, каков прирост в освоении его жизненно важных компетентностей.

Таким образом, часть ответственности за личный успех (количество полученных отметок, степень удовлетворенности «жизнью») ложится на учащегося. Если в выступлении ученика продемонстрированы глубокие познания и умения по нескольким учебным предметам, у него явно проявляются развитые общеучебные умения. Учащийся получает несколько отличных отметок, заносимых соответственно в табели (журналы) на разные страницы, которые могут повысить итоговую отметку. В случае неучастия (неуспешного участия) итоговой становится годовая отметка. («Внимание! Понизить годовую отметку вы не сможете! Она может только вырасти!») Таким образом, осуществляется позитивное оценивание: либо «хорошо» и «отлично», либо «спасибо». «Спасибо» не означает «два» или «три»! Бутон – это не плохой (слабый, отстающий, неумелый) цветок. Это просто еще не распустившийся цветок.

Отказ от обязательности оценивания каждого учащегося отметкой и переход к «спортивным» принципам влияют на целеполагание учащихся, активизируя соревновательный мотив выполнения «ученических» обязанностей, стимулируя положительную мотивацию (готовлюсь не потому, что не хочу двойки, а из желания победить, стать первым, обогнать кого-то, заслужить новые статусы, получить награду, преодолеть свои недостатки, доказать себе, что могу, испытать себя в новом жанре – нужное каждый подчеркнет сам).

Состав экзаменационных комиссий (жюри, экспертных групп) обязательно разнопредметен. Задача каждого специалиста – фиксация проявленных учащимся способностей, перечисление достоинств, успешных результатов как по своему предмету (элементы предметной компетентности), так и межпредметных, надпредметных (элементы ключевых компетентностей). Пример из жизни: один из школьников получил «5+» за комплект оригинальных шпаргалок для тематического экзамена в 8 классе, обнаруженных во время подготовки к ответу.

Учителя – члены аттестационных комиссий продумывают тактические решения, устраняющие традиционное дискомфортное и противоестественное противостояние «один ученик – много экзаменаторов».

Виды и формы экзаменационных испытаний

5 класс: Олимпийские игры («вседревнемирные» и совсем неспортивные)

Данные испытания представляют собой межпредметный экзамен в форме неспортивных Олимпийских игр. Тематика всех соревнований – Древний мир. Эта тема является общей для содержания учебных программ по истории, литературе, естествознанию, что позволяет выявить в рамках одного экзамена общеучебное продвижение учащихся в освоении курсов 5 класса.

Соревнования проводятся в игровом режиме, без традиционных «билетов». Каждый учащийся имеет право выбрать форму и вид состязания (с самим собой, со стихиями, друг с другом – в разных видах единоборств).

Экзамен проводится в актовом зале, представляющем собой аналог арены. Зрители (учащиеся) присутствуют на трибунах, они вправе их покидать в любое время. Для участия в соревнованиях по очереди вызываются те или иные соревнующиеся. Подготовка к некоторым состязаниям проводится в процессе соревнований по другому виду. Учащийся может выступать в определенной роли (греческого философа, китайского воина, современного историка, первобытного мальчика и др.).

В расширенном варианте в Олимпийских играх могут принимать участие старшеклассники, соревнующиеся между собой, а при желании – и с младшими школьниками. Желательно присутствие зрителей-родителей, друзей-болельщиков, школьных психолога и валеолога.

Материалы для состязаний учителя-предметники представляют в оргкомитет игр. Приоритет отдается заданиям на проявление освоенных умений (найти, оценить, измерить, изменить, исправить, перевести, объяснить и др.).

Основные элементы Олимпийских игр:

• фанфары;

• торжественная вступительная речь руководителя;

• показательные выступления участников (необходимо «завоевать право» участия, продолжительность каждого – не более 3 мин., выступления готовятся заранее);

• шествие участников с процедурой выбора вида состязаний;

• соревнования – общая продолжительность не более 2 ч.;

• подведение итогов; объявление победителей (вручение почетных дипломов олимпийским чемпионам производится на традиционном общешкольном празднике «Созвездие»).

Виды состязаний друг с другом:

• «мудрецов» (знатоков Древнего мира) – состязания в форме ответов на вопросы ведущего, друг друга);

• ораторов (индивидуальные выступления на заданную тему; участие в диспуте между собой);

• библиографических бегунов – пользуясь имеющимися источниками информации, найди ответ на совершенно новый вопрос (ответ на который точно никто из школьников не знает);

• художников – создание рисунков, иллюстрирующих те или иные события древней истории, содержание литературных произведений;

• лингвистов – состязание знатоков языков (русского, английского, латинского, греческого), виды соревнований – перевод, применение, исправление ошибок в текстах;

• артистов – представление легендарных сценок-этюдов («Прибеги в Афины и крикни: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!”» и т.п.);

• интегрированные состязания – соревнующийся готовит выступление в любой форме на заданную тему.

Соревнование с самим собой под условным названием «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» подразумевает, что учащийся сам в предложенной ситуации выбирает, какое задание будет выполнять, и выполняет его. Предлагаются четыре слова (или словосочетания).

Возможные виды самостоятельных заданий: продолжи фразу; выбери лишнее; продолжи список; составь фразу; поступи так, как в данной ситуации поступил персонаж мифа, притчи, легенды, истории; исправь ошибку в фразе; расположи в хронологическом порядке; определи автора фразы.

Данное соревнование проводится только при добровольном выборе его учащимися.

Соревнование со стихиями предполагает выполнение письменных заданий – по заполнению выбранных таблиц.

При желании членов жюри фиксация активности каждого участника игр проводится в листах определенного образца, включающих такие критерии, как наличие тактики игры, выбор собственной роли, творчество при решении задач, оригинальность мышления, наличие олимпийских качеств и т.д.

В процессе показательных выступлений отмечаются самобытность, историзм, артистичность и техника исполнения.

Победитель (чемпион Олимпийских игр) определяется в каждом виде соревнований по факту явной победы и демонстрации олимпийских качеств. Возможно отсутствие чемпиона в том или ином виде состязаний. Оценки по пятибалльной системе выставляются в тех случаях, когда учащийся явно продемонстрировал «предметные» знания, умения, навыки. Таким образом, учащийся может получить несколько отметок, учитываемых при выведении итоговых отметок, а также завоевать звание олимпийского чемпиона (список прав чемпиона составляется заранее в ходе обсуждения с учащимися планов на будущее).

Общая продолжительность экзамена не более 3,5 ч.

6 класс: научный концерт или ненаучная конференция

Тема данного межпредметного испытания – «Мы открываем Землю». Выступления учащихся интегрируют содержание курсов естествознания, истории и литературы, взаимосвязанных на уровне учебных программ. Выступления учащихся готовятся заранее (за 2 месяца) на уроках и дома. Возможна подготовка одного выступления двумя учениками.

Учащиеся демонстрируют умения выбирать тему, материал, форму выступления (адекватную заявленной теме), консультироваться с учителями, представлять тему в окончательном виде (проводить презентацию результатов проекта). Учащиеся имеют возможность использовать разнообразные источники информации, звуковое и музыкальное оформление, иллюстрации в виде стендов, плакатов (в том числе и самостоятельно изготовленных), слайдов, географические и исторические карты. Школьные материалы, необходимые для выступления, учащиеся получают на основании поданной заявки.

Члены экзаменационной комиссии оценивают степень «вовлеченности в проблематику», свободу владения информацией, умения пользоваться источниками, картой, выражать личностное отношение к представляемой теме. Ученик может получить как одну оценку, так и несколько – в зависимости от степени выраженности «предметных» знаний, умений и навыков. Безусловно, оценивание в значительной степени носит индивидуальный, творческий характер. Возможно оценивать учащихся по какой-либо аналитической методике, но для нас всегда важнее целостное восприятие.

Научный концерт проводится в актовом зале школы и включает в себя увертюру в виде фанфар, вступительной речи руководителя образовательной программы, а также два-три отделения с выступлениями учащихся. Очередность выступлений определяется в зависимости от тематики и жанров.

Общая продолжительность экзамена не более 3,5 ч. (выступление пары учащихся занимает не более 15 мин.).

Примеры выступлений учащихся:

• «Наш сосед – Луна» – доклад;

• «Облетая Землю» – слайд-шоу;

• «Галилео Галилей» – историко-естественно-научная поэма (в стихах);

• «Хомяк в доме» – живая презентация;

• «Мы должны беречь Землю» – песня и танец;

• «Илистые прыгуны» – сценка – школьный урок и т.д.

7 класс: ситуативный диалог

Данный вид испытания проводится в форме экзамена естественно-научной тематики, интегрирующего компоненты содержания курсов естествознания и введения в исследование (начала физики). Жанр экзамена – «ситуативный диалог». Учащимся предлагаются на выбор слайды, запечатлевшие разнообразные явления природы, жизненные ситуации, живые организмы и пейзажи планеты Земля. Учащийся самостоятельно выбирает тему предстоящего диалога с экзаменаторами, используя знания, полученные при изучении естество- знания, личный жизненный опыт и свои умения быть интересным собеседником (гидом). Весь ответ может состоять только из вопросов к экзаменаторам, себе или миру. Оценивание знаний проводится учителями в определенной степени интуитивно (по-японски) и творчески, при этом ведущими выявляемыми качествами учащегося являются его познавательная активность, свободная ориентация в круге имеющихся знаний, личностное отношение к увиденному, способность донести мысль до слушателя.

Ряд слайдов содержит образы и картины, принципиально новые для ребят, «чудесные», что может позволить определить способность ориентироваться в новой ситуации.

В состав экзаменационной комиссии входят как учителя естественно-научных дисциплин, так и учитель русского языка и литературы, что позволяет фиксировать ряд филологических параметров (наличие плана ответа, логику изложения, образность, выразительность, грамотное употребление понятий и т.п.).

За свой ответ учащийся может заслужить одну или несколько оценок в зависимости от степени выраженности «предметных» знаний, умений и навыков (только по естествознанию или по естествознанию, введению в исследование и русскому языку). Это может учитываться при выведении итоговой отметки.

Ученик выбирает один слайд и отвечает в паре с одноклассником (по выбору), дополняя его ответ. Учителя стараются строить общение с учащимися в форме доверительной беседы.

Список слайдов ежегодно изменяется, при этом принципиально, что половина из них демонстрируется на занятиях, а половина является новыми для учащихся. Слайды тщательно отбираются на предмет своей содержательности, многоуровневости, эффектности.

Класс делится на две подгруппы. Ответ пары учащихся (по двум слайдам) занимает не более 20 мин. Общая продолжительность экзамена 5 ч. (по 2,5 ч. – на группу).

Примеры слайдов:

• Птичье гнездо (птенец дрозда раскрыл клюв);

• Железнодорожная стрелка (полотно скрывается за поворотом);

• Зебры у водопоя, вид саванны;

• Облака под крылом самолета;

• Вечер на озере (солнце скрывается за горизонтом) и т.д.

8 класс: тематический экзамен по естественно-научным дисциплинам (биология, химия, физика, физическая география)

Данные испытания проводятся в форме экзамена естественно-научной тематики, интегрирующего компоненты содержания курсов биологии, химии, введения в исследование и физики (7–8 классы). Учащимся предлагаются билеты, содержащие формулировку общей темы, в рамках которой экзаменующийся выстраивает свой ответ. Темы носят «междисциплинарный» характер, таким образом, ответ является интегрированным и может быть оценен по факту проявления учащимся знаний по нескольким предметам сразу. Ученик может получить либо одну оценку (если ответ «однопредметен»), либо несколько, что может повлиять на определение итоговой отметки по одному или нескольким предметам. В состав экзаменационной комиссии кроме учителей вышеперечисленных дисциплин может входить и учитель литературы, фиксирующий литературные достоинства ответа.

Ответ учащегося может носить опережающий характер (включать в себя информацию, традиционно изучаемую в 9–11 классах). Для учителей важно учитывать, способен ли учащийся четко ориентироваться в круге своих нынешних и будущих знаний.

Классный коллектив делится на две подгруппы. Ориентировочное время ответа учащегося (с вопросами экзаменаторов) – 10 мин. Общая продолжительность экзамена (при наполняемости класса в 30 человек) 5 ч. (2 ч. 30 мин. – для одной группы).

NB! Выбор билета осуществляется учащимися с использованием генератора случайных чисел компьютера – таким образом устраняется извечная дискриминация – последним вошедшим на экзамен достаются оставшиеся билеты. В нашей практике каждый может «вытащить» любую тему из всех заявленных. Естественно, что иногда компьютер выбирает одну и ту же тему несколько раз, что вносит в экзамен элемент приключения. Еще одно приключение связано с выбором так называемого 21-го билета «Тема по выбору учащегося».

Например, ответ по теме «Цвета и краски» может включать в себя следующие элементы естественно-научных и общекультурных знаний: цвета радуги, спектр, пигменты, от чего зависят окраска тел и живых организмов, цвет разнообразных объектов, палитра художника, «цветные» химические реакции, значение окраски в жизни живых организмов и т.д.

Примерный перечень тем: «Движение», «Химия и жизнь», «Вещества», «Экологические проблемы», «Растворы» и т.д. (список тем экзамена объявляется минимум за 3 месяца).

Промежуточная аттестация в школе № 91 Санкт-Петербурга – это:

• постепенное усложнение формы аттестации от 5 до 9 класса;

• позитивное оценивание (только «5» и «4»);

• нестандартный характер оценивания: многопредметность («5+» по литературе за «красноречивость»), суммарная оценка (подготовка + испытание), присвоение статусов (олимпийский чемпион);

• тщательная система подготовки (обсуждение в классе и на родительских собраниях (в основном – как не мешать), тренинг на уроках, заявки, оценка прохождения подготовительных этапов, подготовка учителей – членов экзаменационных комиссий);

• приключенческий характер (создание психологических препятствий, роль случайности, например, 21-й би- лет – фортуна повернулась...);

• «А судьи кто?» – межпредметное жюри, публичные испытания членов судейской коллегии, учет общественного признания, включение представителей общественности в состав комиссии, формы для оценивания;

• последующее обсуждение с выявлением достижений и проблем.

Контрольная работа по предмету: личностно-ориентированный подход

Традиционные контрольные работы для большого числа учащихся представляют собой форму «кнута» – наказания (за недостаточную эффективность своей работы при изучении темы, за низкий профессионализм учителя, за особенности темперамента и т.д.). Большинство контрольных работ по предмету предполагает одинаковость заданий для всех («варианты» учитывают лишь местоположение ученика в классе, но не его психофизиологические особенности), единое для всех время на выполнение работы, сидячий характер выполнения и т.д. Правила написания работы обычно содержат лишь запреты (не списывать, не ходить по классу, не пользоваться тетрадью). Намерения вроде бы благие...

Работа выполняется часто в специальной тетради (вариант – на отдельном листе), и никому, кроме учителя (родителя), ее не увидеть. Никому она не нужна! Летом она будет выброшена (сдана в макулатуру).

Оценивание работы обычно предусматривает сравнение работы ученика с эталоном, применяется вычитательный принцип выведения итогового балла. Следующий урок традиционно посвящается работе над ошибками и часто невыносим для допустивших ошибки. Оценка за контрольную выставляется в классный журнал (в лучшем случае с указанием темы работы, но точно без указания, что именно ученику удалось или не удалось по данной теме). Таким образом, для традиционной контрольной работы школьник – объект контроля.

Устранению вышеперечисленных особенностей контрольной деятельности посвящается личностно-ориентированная контрольная работа. Наиболее эффективно введение подобных работ по предметам областей «Природа» и «Общество». Учитель специально подготавливает текст работы (желательно на компьютере), обеспечивает каждого ученика (парту) текстом и знакомит учащихся с особенностями подобной работы (требуется лишь один-два раза)). Позже можно совместно с учащимися придумать особое название для такой работы (чтобы максимально отличить ее от того, что было раньше).

Книга издана: М.:Просвещение, 2004

Рейтинг@Mail.ru