Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Первый раздел
В папку школьного администратора

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Идеи Корчака сегодня. Cборник статей

Хелма Броуверс. Корчак: развивающий подход в образовании

Авторы сборника много цитируют Корчака, приводят воспоминания его воспитанников.

Эти фрагменты будут интересны даже тем, кто прочел все изданные у нас книги Старого Доктора: ведь в России опубликована лишь малая часть его трудов.

В книге практически за каждой цитатой следует комментарий из дня сегодняшнего, примеры того, как идеи более чем полувековой давности воплощаются сейчас.

«“Ты вспыльчив, – говорю я мальчику. – Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день”. Если хотите, в этой одной фразе я изложил весь педагогический метод, которым пользуюсь».

Это слова Януша Корчака.

В педагогических институтах о нем говорят скороговоркой. Большинство российских педагогов что-то слышали об опыте работы в Варшавском доме сирот. Для них Корчак – это история педагогики.

Но в других странах идеи корчаковской педагогики, придуманные им модель детского сообщества и принципы отношения к ребенку очень даже востребованы. Среди авторов сборника – педагоги из Бразилии, Франции, Германии, Голландии, Швейцарии.

Справедливости ради нужно сказать, что Корчаковское общество существует и в России. За счет личного энтузиазма: очень уж трудно приживаются идеи Корчака на каменистой ниве нашего образования. Посудите сами: «относиться к детям серьезно; уважать их пожелания, помогать им идти по выбранному пути, пусть и “другому”»…

Многое изменилось в мире со времен Корчака, но дети не меньше чем раньше нуждаются в поддержке и в уважении их прав.

Януш Корчак специально не выстраивал систему школьного обучения. Однако мы знаем из его текстов, какой он видел «идеальную» школу. Он представлял детей, которые выходят в реальный мир, чтобы учиться и взаимодействовать там.

Мы держим детей в школе, которая далека от реального мира, и предъявляем его детям в учебниках, имеющих в лучшем случае некоторые иллюстрации, показывающие, что «там, за стенами». Имея небольшой объем реального опыта, дети едва ли могут задавать вопросы о вещах и явлениях вокруг них. И в результате в школах не хотят, чтобы дети задали вопросы, а хотят, чтобы дети на них отвечали. Эти ответы обычно о том, что сами дети никогда не испытывали и с чем не имели дела.

Есть ли альтернатива традиционно структурированному школьному подходу? Да, есть! Возможно, модель, которую я собираюсь здесь представить, и не будет точно той школой, какую имел в виду Корчак. Но он согласился бы, что эта школа развивается в правильном направлении: дети учатся на основе практических способов, компетентны в своей проектной деятельности, они планируют вместе с учителем все действия, имеющие для них значение.

«Деловая» игра как главная деятельность

В книге «Как любить ребенка» мы находим некоторые размышления Корчака о детской игре. Он назвал игру единственной областью, в которой дети могут взять инициативу в свои руки и быть независимыми. Во всех других областях, добавляет он, мы только делаем им временное одолжение.

Когда взрослые видят ребенка, вовлеченного в интенсивную деятельность, они часто думают, что ребенок играет. Но Корчак делает важное наблюдение: дети часто рассматривают свои действия как дело, а не игру. Когда дети строят дом из кубиков или замки из песка, они видят себя работниками. Есть решающее различие между работой и игрой. Когда дети действительно играют, они создают свой собственный мир. Это их собственная деятельность. В это время все возможно и нет никакого начала, конца или установленной цели.

Игра в нашей развивающей концепции – это главным образом «разыгрывание ролей», т.е. вид деятельности, в которой ребенок может быть свободен и автономен при выполнении определенных функций, становясь принцессой, полицейским, официантом и т.д.

Мы отличаем пять важных групп действий для маленьких детей помимо ролевого действия:

• создание конструкций и изображений;

• беседа, обсуждения со сверстниками или педагогом;

• чтение и письмо;

• математика;

• исследования и экскурсии.

Ролевое действие имеет, по нашему мнению, центральное значение. Это не только, согласно многим психологам, доминирующая деятельность в возрасте от трех до восьми лет. Разыгрывание ролей также создает значащий контекст для всех других важных действий.

Например: в одной части классной комнаты мы устраиваем пекарню с магазином. Все виды вылепленных хлебных изделий выставлены на прилавке. Ноа и Димитри пишут цифры на небольших картах и размещают их рядом с различными видами товара. «Этот многослойный пирог стоит дорого, Димитри», – говорит Ноа и записывает: 15. Входит учитель, смотрит на ценники: «О, какой дорогой пирог – 15 евро! Это слишком дорого для меня. А сколько стоит круассан?» «Только один евро», – улыбается Димитри. Учитель платит пластмассовой монетой и, сказав «спасибо», отходит.

Другая группа детей делает большой торт. Они используют разной величины круглые коробки, ставя их друг на друга по размеру. Украшают «торт» по случаю дня рождения красочной бумагой, бусинками, хлопком и свечами. Когда подходит учитель, они сразу же начинают объяснять, что делают. Одна из девочек говорит: «Это – торт на день рождения. Когда у меня будет следующий день рождения, мне будет нужно: 1-2-3-4-5 (считает по пальцам) – пять свечей для торта». Другая девочка: «Моей маме было 35 лет, и у нас не было столько свечей».

Учитель расспрашивает детей, сколько свечей у них есть. Выясняется – только десять. «Мы можем сделать еще», – говорит Реми. Он начинает искать в различных коробках, в которых лежат перья, пробки, камень, бусинки, дощечки, палочки и т.д., специально хранимые для разных целей. «Вот зубочистки, а огонь мы сделаем из красной бумаги». «Мы должны написать “С днем рождения!”» – говорит Натали. Дети соглашаются.

Вместе с учителем решают, как сделать надпись. Они хотят использовать кусок глины, потому что она напоминает шоколад. Учитель пишет: «С днем рождения!», и дети повторяют линии надписи на глине. Когда пирог готов, они несут его в магазин пекарни для продажи. И потому что это – особый пирог дня рождения, дети хотят продать его за 20 евро. Димитри и Ноа спрашивают учителя о возможной цене, учитель предлагает продать его на 10 евро дороже. Ноа записывает: 30 евро.

После окончания всей работы и разыгранного представления дети вместе с учителем обсуждают все действия и обнаруживают, что они все же не знают многого о пекарне. Например: не все, что пекарь продает, сделано в пекарне. Задают вопрос: «Что случается с хлебом, когда он не продан и становится несвежим?» Учитель обещает организовать экскурсию в пекарню, чтобы дети смогли увидеть, как там работают люди, и получить ответы на все свои вопросы.

Разыгрывание действия в пекарне делает естественными и осмысленными чтение, письмо, использование цифр, вычисления, рассуждения, изучение внешнего мира и т.д. Когда дети становятся старше, мотив игрового действия постепенно заменяется мотивом учебного действия.

Они могут выйти за пределы игрового действия, осваивая практические навыки и узнавая, насколько они полезны и нужны. Практика правильного написания, произнесение отдельных слов, использование расписания до тех пор, пока не запомнят, — все это ценные навыки.

Сюжеты ролевого действия могут позже развиться в реальную деятельность. Например, в одной из школ дети организовали магазин. Они вошли в контакт с гуманитарной организацией, которая покупает и продает предметы прикладного искусства, сделанные в странах третьего мира. Затем попросили банк дать им взаймы немного денег так, чтобы они могли купить несколько вещей, которые позже продали в школьном магазине. Они получили прибыль и смогли купить больше предметов. Они сами с помощью учителя вели бухгалтерию. В конечном счете они пожертвовали прибыль, составлявшую значительную сумму, той гуманитарной организации, у которой они первоначально купили товары.

В этом последнем примере мы очень близки к корчаковскому идеалу школы.

Поддерживающая среда

Когда мы посещаем те школы, где используется развивающий подход, то кажется, будто дети работают и играют, не ощущая потребности в учителе. Но ничто не может быть здесь дальше от правды. Дети нуждаются в поддерживающей среде, которую обеспечивает учитель, открытый их потребностям.

Я могу вообразить, как у посетителей детского дома Корчака также, возможно, складывалось впечатление, что дети обходятся без него. Но мы-то знаем, как вдумчиво он создавал естественные условия, в которых дети могли чувствовать себя независимыми, компетентными и «самоорганизованными».

Как учителя могут сделать среду поддерживающей? Они помогают детям находить интересные темы, которые можно изучать через практическое и игровое действие. Учителя насыщают классную комнату интересными материалами, чтобы поддержать изучение различных тем. Иногда родители и сами дети могут помочь создавать такую разнообразную среду. Если, например, изучается тема «Парикмахер», родители и дети могли бы предоставлять полотенца, зеркала, книги с моделями причесок, париков и т.д. Можно создать уголок парикмахерской в классной комнате. Среда должна быть организована так, чтобы все дети могли действовать, использовать предметы, строить и рисовать то, что требуется по ходу дела, и чтобы все было доступно для них.

Книга издана: М.:Демократическая школа, 2006

Рейтинг@Mail.ru