Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.П.Чернявская
Педагогическая техника в работе учителя
М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
Педагогическая работа настолько насыщена и многопланова, что учитель, как сороконожка из притчи, часто не может объяснить последовательность своих шагов, оценить веер собственных профессиональных способностей и знаний. Книга может быть полезна тем, что классифицирует и систематизирует их. Даже несмотря на то, что написана суховато, «без лирики».
Итак, по мнению автора, педагогическая техника включает в себя умение управлять собой и взаимодействовать с личностью и коллективом. В соответствии с этим и построена книга.
Управлять собой ничуть не легче, чем другими. Это и постановка голоса, и удержание своего стиля, и выразительная речь, и педагогическая рефлексия, и даже актерские умения. Для того чтобы успешно взаимодействовать с детьми, нужно, например, обладать способностями к невербальному общению, уметь строить диалог и дискуссию, владеть способами предотвращения конфликтов.
Поскольку книга составлена как учебное пособие для учителей и студентов, после каждой главы даны практические упражнения. А добрую треть составляют приложения с методиками диагностики, анкетами, описанием классных часов и педсоветов.
Франсуаза Дольто
На стороне ребенка
Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Книги этого автора уже стали классикой. Они – о защите ребенка, его прав, чувства собственного достоинства, желания жить сейчас, а не готовиться к будущей «настоящей» жизни. Это полемика с теми, кто (из самых лучших побуждений, конечно) стремится загнать маленького человека в рамки мнимой полезности и рационализма. Это манифест против взрослоцентризма в современной педагогике, психологии и практике обучения и воспитания.
Дольто, с точки зрения детского психоаналитика, говорит о положении вещей в современной семье и официальной педагогике: «Взрослые подавляют в себе ребенка и при этом стремятся к тому, чтобы ребенок вел себя так, как им хочется». Она приводит примеры, о которых знает каждый, но анализирует их так, что привычные факты выглядят как вопиющие.
Уже в роддоме ребенок лишается естественного права постоянно быть рядом с матерью (глава «Киднеппинг в родильных домах»); его голос не принимают в расчет при разводе родителей («Развод в лицее»); он лишен свободы передвижения после уроков и даже элементарной возможности войти днем в свою комнату в интернате («Пространство ребенка»).
Все эти бесчисленные причины порождают детские неврозы. Положение безрадостное, но не безнадежное. В конце книги автор предлагает пути выхода из этого многовекового тупика. В частности, рассказывает о практике работы в детском саду Мезон Верт, дает советы родителям.