Вторая тетрадь
Школьное дело
ПЕДАГОГИКА ЛЕТА
Если ребенок устал тянуть лямку
Чтобы экспедиция не стала испытанием на психологическую выносливость
К сожалению, в любом месте, куда дети выезжают вместе с педагогами, рано или поздно некоторым ребятам становится грустно, и они хотят как можно быстрее вернуться домой. Однако взрослые не имеют права их отпустить. Как же быть?
Мы привыкли искать решение в таких ситуациях скорее подсознательно, чем осознанно. Но и для случаев изначально свободного, но временно ставшего закрытым образовательного пространства есть педагогические приемы, которые могут помочь педагогу справиться с нелегкими ситуациями.
Столкновение ожиданий
Почему ребенку стало некомфортно в группе сверстников? С каждой причиной нужно работать отдельно, а точнее – с каждой ситуацией, потому что не бывает двух одинаковых людей, проблем, историй... Чем лучше педагог поймет ребенка (и себя!), тем больше у него шансов помочь и сделать так, чтобы всем в лагере, в походе, в экспедиции было и весело, и интересно, и комфортно.
Чего ждет учитель, отправляющийся со своими учениками в поездку? Он уверен, что все будут ему благодарны, что поездка принесет радость каждому ребенку. Часто учитель думает, что дети будут его слушаться так же беспрекословно, как и в классе (если такое поведение он наблюдал в течение учебного года); что его приказы будут выполняться, как выполнялись упражнения и домашние задания. Но в походе нельзя поставить двойку или пятерку: привычная для многих технология «кнута и пряника» становится невозможной. Дети, не соответствующие ожиданиям учителя, становятся раздражающим фактором.
Конечно, лучше всего предъявить детям свои ожидания от предстоящего выезда заранее – это может сильно облегчить дальнейшую работу. Но сделать это можно и в поездке, если у учителя найдется достаточно сил рассказать о своих чувствах и разочарованиях. Самое сложное при этом – удержаться от обвинений детей и говорить только о своих переживаниях. Такая откровенность поможет ребятам понять, что говорить о проблемах можно и нужно.
Технологии проведения таких бесед хорошо известны, одна из них – «коммунарский круг»: в определенное время у костра или в комнате со свечой взрослые и дети ведут разговор. К сожалению, часто эти беседы ограничиваются лишь обсуждением бытовых трудностей, а ожидания и взрослых, и детей остаются не проявленными.
Демонстрация несбывшихся ожиданий
Как правило, решение о поездке вместе с классом дети принимают сами – они верят, что это будет здорово, весело. Но некоторые выезжают просто потому, что поддались на уговоры родителей, одноклассников, педагогов: «Посмотри, все едут! Не бойся, тебе с нами понравится! Что ты, честное слово, как маменькин сыночек?!» И едут с ожиданием... чуда, которое им практически пообещали взрослые и друзья.
А потом ожидания беспощадно сталкиваются с реальностью. Дети, как и полагается, не могут постоянно слушаться взрослых и быть «паиньками», даже если будут очень стараться: они поехали отдыхать и хотят, чтобы им было весело. Жизнь в палатках оказывается не такой уж привлекательной, как казалось, к созданию минимального комфорта нужно прилагать массу усилий, во многом ограничивая свои желания...
Даже если в группе существует пространство, в котором можно говорить о своих надеждах и разочарованиях, дети будут пробовать и другими способами проявлять свои чувства. Отказ от выполнения каких-то обязанностей, конфликты со сверстниками и многое другое, что взрослые часто воспринимают как «хулиганство» или «избалованность», на самом деле – способы демонстрации внутреннего дискомфорта, несоответствия ожиданий и реальности.
Если именно так смотреть на каждую ситуацию, есть шанс ее понять, а значит – найти выход из положения. Если же оценивать детское поведение по критериям, привычным в школе (правильно–неправильно, хорошо–плохо), учитель рискует стать слишком похожим на директора пионерского лагеря, с которым мы знакомы с детства по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен»...
Нельзя оставлять без внимания детские провокации, но реагировать на них нужно так, чтобы ребята почувствовали, что они услышаны и поняты. Дети спрятали все ложки и вилки прямо перед обедом? Можно, конечно, приказать перестать хулиганить и пообещать наказать тех, кто оставляет друзей голодными. А можно понять, что кто-то из ребят просто предлагает хоть как-то разнообразить единообразно-правильное течение похода, принять это как шутку и пошутить в ответ, например, предложить поесть без ложек.
Отказываются дежурить? Можно, конечно, заставить, только вряд ли от этого каша станет вкуснее, а обстановка в группе – менее напряженной. А если попытаться понять, почему именно этот ребенок отказывается дежурить? Может, он (она) не умеет готовить? Тогда стоит подумать, с кем в паре этому легче всего будет научиться.
Кто-то тоскует по дому, родителям, не привык к «грязной» работе? И в этом случае обвинять ребенка не стоит, ему и так сложно справиться с несбывшимися ожиданиями.
Правила быта и распорядка дня должны стать не правилами, внесенными и контролируемыми взрослыми, а принятыми и сформулированными всеми членами данной группы: дежурят не потому, что кто-то приказал, а потому, что все хотят есть. Обсуждение правил – долгий и утомительный процесс, но только благодаря ему отвечать за их соблюдение будет каждый.
Кому ты нужен?
Дети, которые проявляют свой дискомфорт в открытой форме (разного рода протесты, шалости), как бы просят взрослых о помощи, и именно поэтому помочь им достаточно просто: действие ребенка вызывает ответное действие взрослых, всего коллектива, возникает общение, в результате ситуация разрешается довольно быстро.
А как помочь тому ребенку, который страдает молча, и только по тоске в его глазах становится понятно, что ему очень-очень плохо? Излишняя опека, как и безразличие окружающих, могут только усугубить положение.
Чуть подробнее опишу прием, который эффективно работает во всех видах свободного образовательного пространства, но особенно необходим при временной их закрытости – в поездках и походах. Этот прием сводится к тому, чтобы каждый ребенок увидел свою уникальность и смог ее показать окружающим. При этом педагогу придется пожертвовать собственным стремлением быть всегда и во всем лучшим, первым.
Обратившись к опыту общения с учениками, учитель отдает лидерство в определенных сферах им. Кто-то из ребят ходил в художественную школу? Можно попросить поучить тебя (а за учителем вполне могут потянуться и остальные) рисовать, не стесняясь собственной неопытности перед учениками. Кто-то сочиняет стихи? Стоит попробовать увидеть в произведениях ученика ценное зерно, послушать – и удивиться, порадоваться, восхититься. А если у кого-то в группе день рождения, попросить сочинить для именинника поздравление. Кто-то любит рыбачить? Как только педагог искренне заинтересуется хобби ребенка, тот станет более интересен и самому себе, и окружающим.
Но это только начало работы с каждым учеником. Нельзя ограничиться одним уроком рисования или рыбалки, ребенок быстро поймет искусственность ситуации, и его самооценка упадет еще ниже. Чтобы этого не произошло, нужно простраивать взаимоотношения между ребятами, позволяя им становиться друг для друга экспертами в их любимых занятиях. Например, учитель «взял» первый урок рисования, а потом пробует научить тому, что узнал сам, кого-то из ребят. У учителя это, естественно, не получается, и в этот момент он обращается к «своему учителю» с просьбой помочь объяснить. Через некоторое время для общения ребят на эту тему педагог не понадобится вовсе.
Смена роли ведомого (слабого, неопытного, неумелого, никому не интересного) на лидерскую (сильного, умелого, интересного для окружающих) изменяет внутреннее ощущение детей. Они быстро забывают о тоске по дому, если внутри создавшегося коллектива ощущают заинтересованность в себе, в своих талантах и умениях.