Вторая тетрадь
Школьное дело
ЛЕТНИЕ ХЛОПОТЫ
Что придумаем с подсобкой?
В иркутской школе №14 в подвальном помещении сделали несколько дополнительных спортивных залов
Подвалы, пожалуй, одно из самых непредсказуемых и самых интересных пространств школы: помещения, изначально спроектированные как подсобные и малофункциональные, часто становятся самыми интересными для образования пространствами. Происходит это не столько из-за нехватки помещений, сколько из-за стремления детей и учителей к активному творчеству, дающему возможность увидеть плоды своих трудов.
То, что придумано и сделано кем-то, редко ценится остальными по заслугам. То, что придумано, выстрадано, сделано тобой, всегда бесценно.
В школе открылся турклуб, закуплено снаряжение, но где его хранить? «А что там за наглухо заколоченной дверью в подвал?» – спрашивают ребята руководителя турклуба. Трубы, проводка, пройти трудно... «А если мы вот тут стеночку поставим? Здесь сделаем дверь?» – так или примерно так обычно начинается реконструкция школьных подвалов. И разворачивается работа, результаты которой поражают даже самое смелое воображение.
Когда мне предложили посетить «подвальные помещения» иркутской школы № 14: «Осторожно по лесенке идите, наклонитесь, а то стукнетесь», – шла с недовольством. Что там смотреть? Какую-нибудь очередную «каморку»? А там – чудо! В подвальном помещении школы сделали несколько дополнительных спортивных залов: для настольного тенниса (столов на десять, не меньше), для спортивной гимнастики (снаряды стоят весь год, их не нужно постоянно убирать для других уроков), для легкой атлетики (даже яма с песком для прыжков в длину), для борьбы (с зеркалами и татами)... Все, о чем мечтали ученики школы, необходимость чего понимали педагоги и администрация, было сделано своими руками: «Вы не представляете, сколько сил сюда вложено! Зато теперь – одно удовольствие. Кстати, наши выпускники, те, кто вместе с нами строил спортзалы в подвале, до сих пор приходят на тренировки: это любимое всеми место».
Не только для устройства такого места нужно прикладывать много сил, но и для его содержания. Нужен учитель, готовый отвечать за порядок в данном помещении (сначала – на добровольных началах, потом хороший директор найдет возможность оплачивать эту работу). Но один педагог вряд ли справится.
Поэтому ответственность за порядок и безопасность разделяется между всеми, кто посещает эти места: «Договариваемся, что без взрослых ребята не занимаются, это опасно. Уборщица отказывается здесь убирать, ей за это не платят – придется самим дежурить, по очереди. Ремонтируем все вместе в каникулы, другого варианта нет».
Принимая активное участие и в строительстве, и в официальном оформлении, и в поддержании порядка, дети на деле становятся равноправными (читай – ответственными) гражданами школы. Старшие ученики приучают младших к сложившимся традициям. Согласитесь, такой функциональный школьный подвал гораздо лучше его дворового аналога...