Вторая тетрадь
Школьное дело
ШКОЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
Первый ученик, кто он?
Социологическое исследование образа отличника
Высокий процент отличников и медалистов – один из бесспорных критериев успешности работы учителя и школы. Тот «главный результат», за которым – авторитет, премии, привилегии. И неважно, как даются школе отличники и каково самим отличникам, – если их нет, их следует «сделать».
Тема болезненная. Каждый учитель может рассказать историю о том, как на него давили, требуя незаслуженной пятерки для потенциального медалиста, и он был вынужден уступить, но не каждый готов сформулировать свое чувство как внутренний протест по отношению к существующему порядку выделения отличников в особую категорию учащихся.
Однако ученые, рассматривая проблему подробно, приходят к выводу: школьный миф об Отличнике надуман и сомнителен. Его природа – манипулятивная.
Что стоит за словом
В России слово «отличник» обозначает человека, получающего отличные, лучшие оценки, в то время как в англоязычных странах такого понятия не существует. В английском языке нет понятия «отличник», есть – «одаренный ребенок». А это совсем другая система ценностей образования: интерес к одаренности, общему развитию, свойствам личности, особенностям интеллекта. Повышенный интерес нашего общества к оценкам говорит о ценностях другого порядка: полное усвоение школьной программы, соответствие формальным требованиям школы, учителей.
В значимости школьных оценок, кажется, убеждены большинство российских учителей, родителей и учеников. Логично предположить, что предметом всеобщей гордости и примером для подражания должны стать школьные отличники. Но так ли это?
Глазами школьников
Участникам опроса, старшеклассникам, предлагалось нарисовать на листах «Образ отличника – первое, что приходит в голову», потом подписать под рисунком несколько слов, которые ассоциируются с получившимся образом. После сбора рисунков проводились дискуссии или интервью, на которых участники интерпретировали свои рисунки, поясняя имеющиеся изображения и отдельные элементы.
Выяснилось, что нарисованная горящая лампочка, математические формулы или нахмуренный лоб – символы чрезмерной мыслительной деятельности, торчащие волосы – признак невнимания отличников к своему внешнему виду. Доля изображений неодушевленных предметов и символов оказалась значительной. Рисуют очки, книгу, большие пятерки, портфель, дневник с оценками, золотые медали и медали за 1-е место, прыщи, магистерскую шапочку, солнце и цветок – все это символы отличного обучения. Человек изображен не так часто, параметры туловища искажены, голова большая или сплющенная, заметны либо тучность, либо худоба.
Участники групповых дискуссий высказывались: «Образ отличника должен быть как минимум на лице, но мне такого не изобразить». – «Просто изобрази зализанные волосы»…– «Ну вот, я пыталась нарисовать его в разной обуви, но у меня не получилось. У них нет времени, чтобы следить за своим внешним видом».
У многих образ отличника ассоциируется с пятерочниками начальных классов: в рисунках часто встречались изображения детей, не соответствующих по возрасту самим респондентам.
Еще один источник формирования представлений об отличниках – советское кино: «Баранкин, будь человеком!», «33 попугая», «Ералаш», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Отдельные рисунки буквально воспроизводят образы советского кинематографа – человек, идущий с глобусом и свитками под мышкой, пионер, пай-девочка с косичками. Из интервью: «Ну как в телевизоре, в кино, в «Ералаше» – всегда так изображают отличников, поэтому отличники, видя образ на экране, сами того не желая, становятся такими со временем».
В общем, получается какая-то мифологическая фигура, странная, отдаленная, нежизненная.
Очки и книга
Это наиболее часто встречающиеся атрибуты отличника. «Отличник – это такой вот очкастый, ушастый мальчик. Или девушка тоже бывает. Они постоянно ботанят, т.е. читают книжки, у них плохое зрение из-за этого»… «Одни книжки и ничего вообще, кроме книжек, он даже не ест, не пьет, ничего – все зубрит, зубрит, зубрит».
В ходе дискуссий и интервью выяснилось, что ученики делят отличников как минимум на два типа – «отличников» и «ботанов», людей, которые слишком много времени тратят на учебу. Отношение ко вторым заметно хуже. По интервью удалось создать собирательный портрет «ботана»: неспособный человек, учеба ему дается тяжело, он не умеет выразить свою мысль, неряшливый или, наоборот, слишком аккуратный, зануда, подставляет класс, подлиза, учится ради пятерок и сходит с ума, получив четверку: «Мне жалко его, потому что он не видит других способов самореализоваться, найти новые контакты. Да та же учеба – есть же другие способы. А он вот: книжка, ручка»… «Я решил изобразить отличника с двух сторон, т.е. есть отличники вот такие, действительно зализанные, в очках и с прыщами, которые действительно думают только об одном – об учебе: вот тут синус, косинус… Он сам по себе худой, такой вот. И другой – он тоже отличник, кудрявый у меня получился, помимо учебы думает еще о чем-то другом, он получше выглядит, без прыщей, раз уж на то пошло. Он расслабленно себя чувствует, улыбается, довольный».
Настоящий отличник, по мнению респондентов, – это совсем другой человек: ему все легко дается, у него много интересов, он общительный; к урокам готовится мало, потому что «и так начитанный»; не зная ответа, он может выстроить логическую цепочку и ответить правильно, а также «заболтать» учителя, даже «взять харизмой». Он отлично учится, потому что ему легко и интересно, по-другому не может.
Образ талантливого человека, созданный ребятами, полностью вписывается в понятие «одаренный», принятое в зарубежной психологии и педагогике. И это несмотря на то, что отечественная педагогическая традиция отдает предпочтение «ботам», дисциплинированным и трудолюбивым: в классах у нас сидят и по десять, и по шестнадцать медалистов.
Все мотивы, кроме главного
В интервью с отличниками всегда проявлялась их индивидуалистическая направленность, особенно в мотивах обучения. Прежде всего важна его личность, его собственная высокая позиция по сравнению с остальными, признанность, возможность доказать себе и другим, что он способен на многое.
Не удивительно, что наиболее серьезная претензия к отличникам – это то, что они ставят учебу выше общения с людьми. По мнению сверстников, отличниками становятся под давлением родителей те, кто не может им противостоять. Другие мнения: это те, кого прельщают льготы при поступлении в вуз, кто рано задумывается о карьере: «Они как начали, так и продолжают, само собой. Они уже просто не хотят менять линию, они уже гнут ее, гнут до конца, тянут, и учителя им помогают».
Сами отличники говорят иное: «Успех в учебе – это свидетельство того, что ты можешь чего-то достичь. Значит, достигнешь и в жизни, и в других сферах». Они подчеркивают значение целеустремленности в своей жизни: «Успех зависит в первую очередь от тебя. Ты должен понимать, что все нужно делать самому, без лишней подсказки, без лишнего подталкивания».
Но что удивительно: интерес к учебе как мотив вообще не выражен. Ни у самих отличников, ни у их сверстников. Видимо, преподаваемые в школе знания нуждам учащихся не соответствуют.
Это немного грустно, но и понятно: оценки у нас – это главное мерило «хорошести» и правильности человека, школы, отдела образования, региона.
Поэтому «казаться» по-прежнему важнее, чем «быть». В том числе отличником.