Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Учебный год завершен. С чем остается учитель?

Итоги, которые каждый подводит сам

Все время, пока шли экзамены, бурно обсуждались проблемы проверки выполнения заданий ЕГЭ. Результаты выставлялись в интернете с большим опозданием, на три-пять дней позже назначенного срока. И выпускники, недаром названные в официальных документах «участниками ЕГЭ», вместо подготовки к следующему экзамену лихорадочно, раз за разом, день за днем вводили и вводили в систему свои данные: интрига же! Но получив результаты, многие тут же засомневались в их подлинности.

Почему, например, за 57 первичных баллов дали всего 83 тестовых – прощай, избранный факультет? И потом: не может быть, чтобы оценка у талантливого ученика оказалась ниже, чем у троечника. Теперь вуз увидит второго, а не первого – ЕГЭ допустил серьезную ошибку!

Как раз в это время с сайта ЕГЭ убрали форум, где можно было что-то спросить или узнать. Остался только файл под названием «Методика шкалирования». Бросились читать, но… «задания политомического типа», «оценка в логитах» и формулы со странными значками. Не понять.

Или, наоборот, все ясно? Мол, наш оценивающий механизм не для вашего индивидуального понимания.

Общество анонимных преподавателей

Изгнание личностного начала из образования – это, пожалуй, самый неустранимый недостаток тестового контроля. Но почему-то именно он задает тон как в школе, так и в университете. Почему-то только это ухватили: всем строго выполнять инструкции.

И уже университет вслед за школой начинает учить «не мудрить, а делать, что сказано». Во многих вузах введена должность проректора по качеству знаний, проще говоря, по тестам: большинство текущих зачетов и экзаменов принимают теперь «объективно».

Преподавателю-новичку разъясняют: «Авторские программы у нас не приветствуются, не увлекайтесь рассуждениями, держитесь строго тестовых заданий, они составлены по утвержденным программам и выданным на руки учебникам». Говоря коротко, вашу субъективность мы будем рассматривать как дикость, у нас цивилизация.

Что ж удивляться тому, что в обычном вузе обстановка теперь, как в советском ПТУ: интерес к учебе у большинства студентов отсутствует, и на первый план выходят проблемы их плохого поведения. Научная проблематика перестала быть приоритетной, а на кафедрах места чудаковатых профессоров занимают «железные леди».

Не верьте указателям

Сегодня только ленивый не говорит об эффекте пошагового снижения – от поколения к поколению – уровней интеллекта и культуры. Мол, новый экзамен и подготовка к нему учат отказываться от самостоятельности и интеллектуальной свободы ради достижения результатов. Вроде бы все правильно: на образование уже поставлен фильтр, останавливающий все живое, неповторимое, животворящее.

Однако реальность непредсказуема. «В эти дни завершила работу наша увлекательная дистанционная олимпиада по профильной ориентации, которая шла весь учебный год, – пишет нам из Зеленогорска Красноярского края Татьяна Соколова. – Не все дошли до финала, но все – просто молодцы. 19 июня в Красноярске состоялось закрытие, приехали ребята из отдаленных уголков края. Друзья по проектной переписке встретились наконец-то лично, пообщались, покатались на аттракционах в городском парке – и все выразили желание работать дальше».

Об этом проекте, созданном педагогами-энтузиастами, мы писали в «ПС», № 26 за 2006 год: «Тут побеждают не отличники, а те, кто сохранил способность видеть мир непредвзято, думать по-своему». Писали мы и о многих других, разных по тематике, но, как правило, организованных стихийно, на добровольной основе, практически безбюджетных проектах.

В том-то и дело, что настоящее образование никуда не уходит. Просто оно покидает стены школы и вуза, когда там становится скучно. И нам еще предстоит осмыслить и описать этот удивительный феномен.

Проверим маршрут

Сейчас главное, чтобы в голове учителей и учеников на идеологии ЕГЭ свет клином не сошелся. А этому нелегко воспрепятствовать.

Судить можно по тому, чем в июне заняты школы. Помимо экзаменов – ремонтом, летними лагерями, трудовой практикой. Но куда бы ни был поставлен учитель, он в первую очередь должен готовить многообразные отчеты о своей работе, предоставлять администрации материалы в виде статей в сборник и презентаций, готовиться к выступлению на августовской конференции и писать планы на следующий год. Он занят бумагами.

Понятно, что таким образом он лучше вникает в то, что происходит в мыслях руководства, и изменяет свое собственное поведение – в виде ли коррекции приоритетов или принятия решения о том, что считать правильным, а что – ненужной отсебятиной. Та самая система учительской обратной связи, без которой не бывает образования, причудливым образом перевернулась – от ученика на руководство. Учитель обслуживает чиновников, разве это нормально?

Нормально – вникать в то, что происходит в мыслях ученика, быть внимательным к его ошибкам, которые, возможно, являются нестандартным ходом и намекают на возможную талантливость. Суть профессии – принимать самостоятельные методические решения по каждому случаю, чтобы у талантливых, но не слишком волевых детей руки не опускались. Отстаивать право думать о них. Например, направлять на подходящие сайты, олимпиады, конкурсы, подыскивать формы дополнительного образования.

Понятно, что от руководства мы зависим больше, чем от детей, и все же…

Где бал и где Золушка?

Завершающий пример. Лучшие российские выпускники–2007 готовятся в эти дни к поездке в Москву на Президентский бал. Разнарядки в регионы давно пришли, идут приятные хлопоты, все вроде бы красиво. Ан нет, во многих уголках страны страсти накалились до предела: «Так нечестно!» – возмущаются выбором претендентов учителя.

Но что нового мы узнаем из того, например, что Тура, центр Эвенкийского автономного округа, на бал отправляет двух обычных, ничем на протяжении десятилетней учебы не отличившихся девушек, просто родственниц работника управления образования? Что же удивительного в том, что тетушка оформила себя как сопровождающее своих племянниц лицо?

Ведь хозяин – барин, и такое положение в целом нас устраивает. Не потому ли школа постепенно превращается в рутинное демонстративное заведение? Иногда, правда, бывает перед детьми стыдно.

Раз в год – при определении лучших – обязательно.

Рейтинг@Mail.ru