Вторая тетрадь
Школьное дело
Как бороться с управленческим произволом?
Когда директор считает, что его слово - закон
Чем активнее Министерство образования и науки стимулирует введение отраслевых систем оплаты труда, тем тревожнее становится в школах. Именно в эти дни педагогов приглашают в кабинет директора для продления, изменения или расторжения трудовых договоров – процедура для многих драматическая.
«Денег нет» для почасовиков, педагогов дополнительного образования, а где-то даже и для психологов. С одной стороны, понятно: фонд оплаты труда, которым управляет директор, не везде достаточен для достойной оценки качества труда учителя – у нас 60 дотационных регионов. А с другой – у директора вся власть. Формируя штатное расписание, он волен поступать так, как считает нужным – в пределах федеральных законов, разумеется, однако, в отсутствие должной квалификации, он может с легкостью предъявить учителям свои сугубо произвольные решения как закон.
Школьные психологи из Челябинской области пишут:
«Нам объявили, что есть указ (! – ред.) о выведении психологов из базового бюджета школы, поэтому со следующего года мы будем получать зарплату только из надтарифного фонда. По сути, мы будем работать за вознаграждение, которое может быть, а может и не быть. Как это понимать и что можно предпринять против этого указа?»
В Федеральном центре образовательного законодательства нам сообщили, что такого или ему подобного «указа» не существует. Но добавили: «Возможно, речь идет о каких-то локальных законодательных актах, которые всегда можно обжаловать в суде».
Но вряд ли учитель отправится в суд, на то и рассчитаны многие несправедливые, но на местах узаконенные решения об оплате труда педагогических работников. По идее защитой социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования призваны заниматься профсоюзы.
Галина Меркулова, председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ, рассказывает:
«В течение двух лет подряд мы с привлечением Федеральной службы по труду и занятости проводим общепрофсоюзные всероссийские тематические проверки по соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях, в ходе которых выявлены тысячи нарушений трудовых прав наших работников. В то же время эти проверки помимо профилактики нарушений дают и важный практический результат для многих работников образования, поскольку в среднем каждое третье нарушение прав работников устраняется непосредственно в ходе самой проверки. А в целом только за прошлый год в результате правозащитной деятельности профсоюза возвращено учителям России более миллиарда рублей».
Вот как. Значит, чувствуя ущемление своих прав, первым делом педагоги должны обращаться в первичную профсоюзную организацию. Но она всюду продиректорская! Значит, придется дойти до районной, областной и дальше, если потребуется. Закон на вашей стороне, но сам по себе он не заработает никогда – только по воле людей, объединивших свои усилия и ресурсы.
Конечно, одно дело – знать, правильно размышлять и совсем другое – воплощать знания в действие. Определенно нам не хватает организационных навыков, опыта эффективного взаимодействия с управленческими структурами. Но на одном терпении нам уже вряд ли удастся дожить в школе до пенсии.