Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ветров Максим

Контроль за качеством учебников будет ужесточен?

На очередных парламентских слушаниях были приняты очередные рекомендации

Месяц назад председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что «в школьных учебниках искажается история России». Лидер «Единой России» предложил, чтобы вся учебная литература получала гриф Минобрнауки. Теперь эстафетную палочку критики учебников принял глава «Справедливой России» Сергей Миронов.

На парламентских слушаниях в Совете Федерации, который он возглавляет, Миронов сказал, что «в учебниках истории события излагаются однобоко».

Критика учебников истории – удобный способ набирать политические очки в преддверии думских выборов. Но беда даже не в этом – она уводит в тень реальные и гораздо более серьезные проблемы учебного книгоиздания.

На парламентские слушания, посвященные контролю за качеством учебников, собрались ученые, педагоги-практики, руководители органов управления образованием, представители Минобрнауки и руководители издательств. Интерес собравшихся был понятен: в нынешнем декабре будет утвержден Федеральный перечень учебников на 2008/09 учебный год. Книги, которые не прошли экспертизу по новым правилам, то есть с участием РАН и РАО, а также отраслевых научных институтов, в этот список не попадут.

Однако практического разговора не получилось. Открывший слушания Сергей Миронов обрушился с критикой на учебники истории.

– В одной книге, где повествуется о событиях Гражданской войны, представлен полный портретный ряд генералов Белой гвардии и вместе с этим дается всего два портрета героев Гражданской войны, которые сражались на стороне Красной Армии, нет даже портрета Чапаева, – заявил глава Совета Федерации.

По мнению Сергея Миронова, хорошие учебники по истории должны способствовать консолидации общества и воспитывать гордость за свою страну. Но не все книги, попадающие на школьную парту, выполняют эту миссию.

– Во избежание идеологического разнобоя в учебниках по истории и обществознанию необходимо выработать общественный консенсус по основным вопросам отечественной истории, – в научном ключе поддержал Миронова директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Примечательно, что именно учебники по истории и обществознанию (более 80% от их общего числа) подверглись досрочной экспертизе по новым правилам, установленным Минобрнауки в 2005 году.

Теперь в РАН оценивают научную составляющую учебников, в РАО – проверяют на соответствие федеральному компоненту стандарта, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

В 2006 году академическую экспертизу прошли 515 учебников по всем предметам. 359 из них получили положительные заключения по всем указанным параметрам, остальные были возвращены в издательства на доработку.

– Ранее такого количества учебных изданий, не прошедших экспертизу, не было, что свидетельствует об ужесточении критериев и повышении ответственности экспертных организаций, – подчеркнул в своем выступлении начальник Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина. – Впервые появился механизм, позволяющий не допустить в школы некачественные учебники.

– По мнению столичных учителей и методистов, нынешняя форма экспертизы себя не оправдала, – возразила Исааку Калине директор департамента образования Москвы Любовь Кезина. – Экспертиза РАН и РАО недостаточна для учебников. Совсем недавно мне по телефону один из родителей зачитал вопрос, который задается второклашкам в учебнике: какие органы выросли у человека за последнее время? – рассказала Любовь Кезина. – Я думала, что он шутит. Но специалисты, подняв учебник, выяснили, что действительно такие строки там есть.

В числе других недостатков новой системы Любовь Кезина назвала закрытый характер экспертизы, провоцирующий злоупотребления со стороны экспертов, которые «могут договориться с издателями и авторами учебников». Исаак Калина заявил о том, что злоупотребления стоит искать отнюдь не в работе экспертных организаций.

– Информационно-методическая работа по продвижению учебников в регионах зачастую сводится к лоббированию интересов отдельных авторов и издательств, – сообщил Калина.

Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков рассказал о том, что в региональных тендерах по закупке школьных учебников выигрывают наиболее дешевые, доступные по цене. Он привел данные о том, что примерно треть субъектов РФ выделяют субвенции муниципалитетам на приобретение учебников в размере 2–3% от реальной потребности, а Северная Осетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Кировская, Курская области и целый ряд других регионов в течение нескольких последних лет вообще не обновляли фонды школьных библиотек.

По убеждению А.Кондакова, нынешние возможности федерального бюджета позволяют обеспечить российские школы бесплатными учебниками полностью за счет государственных средств. Цена вопроса – немногим более 16 миллиардов рублей в расчете на все ступени школьного обучения.

Среди других важных предложений, внесенных в список рекомендаций парламентских слушаний:

– восстановление системы государственной апробации новых учебников;

– широкое привлечение к экспертизе представителей законодательной и исполнительной власти, педагогов, родителей, ветеранов, членов общественных организаций.

Перечисленные меры не вызывают сомнений в отличие от тезиса об уменьшении числа учебников до 3–4 по каждому предмету (сегодня этот показатель достигает 10 наименований по некоторым дисциплинам).

Целесообразность секвестирования в рекомендациях обоснована тем, что «хаотичное наращивание вариантов учебников… зачастую порождает трудности не только в освоении образовательной программы учащимися, но и в сохранении единого образовательного пространства».

Против такого подхода резко возразил генеральный директор издательства «Дрофа» Александр Киселев, который убежден, что если на смену вариативности придет «унылая казарменность», то ни к чему хорошему это не приведет.

Однако «унылая казарменность» в учебном книгоиздании может случиться не только из-за идеологического курса, взятого властями. Выступавшие на парламентских слушаниях педагоги говорили о том, что, несмотря на свободу выбора программ и учебников, предоставленную им Законом «Об образовании», они вынуждены отдавать предпочтение не самым интересным, а тем, которые сориентированы на подготовку к ЕГЭ...

Рейтинг@Mail.ru