Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Первая тетрадь
Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ


Витковский Анатолий

Исак Фрумин: "Формирование компетенций должно стать массовой технологией"

Сегодня эксперты говорят об усилении деятельностной направленности образования, о смещении акцента со знаний на умения. Некоторые аналитики считают, что основное направление обновления содержания общего образования должен задать компетентностный подход. Кстати говоря, именно в этом русле ведется разработка образовательных стандартов второго поколения.

Что будет означать для нашего образования внедрение компетентностного подхода? С этим вопросом мы обратились к координатору российских образовательных проектов Всемирного банка Исаку Фрумину.

– Что изменит компетентностный подход в повседневной работе школы?

– На мой взгляд, это позволит школе более внятно формулировать долговременные цели своей работы. Школе не должно быть безразлично, что происходит с выпускником за ее стенами.

Это колоссальный вызов для педагогики: уловить взаимосвязь между тем, что я как учитель делаю сегодня, и тем, что будет с моим учеником через пять-десять лет.

Проблема эта возникла не сегодня. Еще со времен античности известна крылатая фраза: «Не для школы, для жизни учимся». Но в массовом образовании этот принцип соблюдается плохо.

Сегодня работодатели говорят, что подготовка выпускников не отвечает современным запросам. Почему?

В нашей школе пирамида требований к ученику была и во многом еще остается перевернутой. Например, умение высказать свою точку зрения, аргументировать ее было требованием к оценке «отлично». А для тройки – достаточно запомнить и воспроизвести. Считалось, что массовый уровень подготовки – запоминание большого числа культурных единиц. А мышление – удел небольшой элиты. Так что не случайно, по данным исследования PISA, у нас всего 5% выпускников способны выделить главную мысль в тексте!

Как же мы пришли к этой ситуации? Дело в том, что до последнего времени школа не занималась формированием ключевых компетенций, в частности – умения учиться. Тех детей, у которых эти компетенции не формировались стихийно, она просто отсеивала.

Сейчас мы не можем учить школьников так, как учили раньше, не пуская «отстающих» на верхние этажи образования. Соответственно нужно, чтобы формирование компетенций стало массовой технологией. Это база, на которой решаются все остальные задачи.

– «Учить для жизни» – хороший лозунг. Но как это может выглядеть на практике?

– С моей точки зрения, компетентностный подход включает в себя несколько направлений.

Первое – это усиление жизненной востребованности содержания образования. В этой линии заложены как минимум две мощные идеи, позволяющие существенно обогатить его и модернизировать.

Первая идея очень проста: необходимо овладевать различными способами деятельности, а не знаниями об этих способах. Приведу пример. Можно требовать от школьников знания формул, а можно – умения решать задачи с применением этих формул. Ревизия нашего содержания образования с этой позиции была бы очень полезна.

А другая идея касается адекватности содержания образования современному уровню развития экономики, науки, общественной жизни. Дело в том, что целый ряд умений и знаний, осваиваемых в школе, катастрофически устарел и нигде не применяется.

Примерами таких экзотических «школьных видов работы» могут быть использование логарифмической линейки или целый предмет черчение. Сюда же во многом относится так называемое производственное обучение, где девочки учатся, как шить юбку, а мальчики – как работать на станках, оставшихся только в школах и ПТУ.

Здесь, конечно, тоже остро необходим пересмотр содержания образования. В Великобритании, например, в процессе такой ревизии при обсуждении стандарта по математике темы умножения больших чисел были исключены, но вставлены умения округлять суммы при счете и оценивать статистические данные.

Второе направление компетентностного подхода – обучение жизненным навыкам.

Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. К ним относятся, например, умение считать деньги, писать простые документы, соблюдать правила безопасного поведения на проезжей части.

Как правило, освоение жизненных навыков очень трудно вписать в учебные предметы, построенные на идеологии «изучения основ наук». Освоение такой грамотности требует особых организационных форм, плохо вписывающихся в урочную систему.

Если не найти нетривиальных форм решения этой задачи, то учебный план общеобразовательных школ в дополнение к безумной аббревиатуре ОБЖ пополнится учебными предметами «Налоги и их уплата», «Безопасный секс» и «Бытовая химия».

Еще одна линия реализации компетентностного подхода – формирование обобщенных умений предметного характера. К ним относятся, например, для физики – умение решать классы задач, для музыки или ИЗО – умение оценивать произведения искусства, для математики – умение интерпретировать таблицы и диаграммы. И наконец, четвертое, может быть, самое важное направление компетентностного подхода – линия ключевых компетентностей.

Существуют важнейшие факторы жизненного успеха, которые не сводятся к предметным знаниям и умениям, а носят универсальный характер. Ключевая компетенция – это способность выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную задачу. Скажем, задачу сбора и анализа информации по конкретной проблеме или задачу продуктивного взаимодействия с другими членами коллектива, реализующего общий проект.

– Вас не смущает, что разные люди вкладывают разные смыслы в понятие компетентности? В одной статье я обнаружил пять позиций относительно сущности компетентностного подхода. Автор приводит точки зрения: В.Болотова, А.Каспржака, Г.Селевко, Е.Бондаревской, О.Лебедева… Как во всем этом разобраться учителю?

– По сути дела, содержание образования развивается исторически, а не логически. Не существует теории, которая позволяет логически строго определить набор умений, навыков или иных требований к подготовке школьников, а следовательно, и определить набор учебных предметов и других единиц содержания. Фактически учебный план и учебные программы являются продуктом договоренности. Так же по договоренности они и меняются. Поэтому все дискуссии о логических основаниях выбора системы ключевых компетентностей малоосмысленны. Этот набор явится результатом договоренности, а его корректировка и развитие – результатом апробации и рефлексии опыта.

В 2005 году западные ученые разных стран собрались вместе для осуществления международного проекта, организованного Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США. В результате их работы вышла книжка «Определение и отбор ключевых компетентностей».

Ученые признали, что подробного, детального списка составить нельзя, но можно выделить некоторые общие параметры. Так, в результате дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности: позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические); полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля); переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств); сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования…); реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого). Было достигнуто согласие о том, что в список ключевых компетенций входят: автономное рефлексивное действие; интерактивное использование средств; участие в работе неоднородных групп; критическое мышление; решение задач. Я считаю, что на этом пока надо остановиться. И не пытаться защитить очередную диссертацию на тему «Формирование природоохранной компетентности».

А учителю имеет смысл задать себе вопрос: что, собственно, это означает для моей работы? Каков мой вклад в формирование этих базовых компетентностей на уроке химии, биологии? Хочу ли я, чтобы через 10 лет мои выпускники пришли ко мне и сказали: вы дали мне навыки, которые мне помогают в жизни? Также я бы порекомендовал блестящую книжку, изданную под редакцией Анатолия Каспржака, «Новый взгляд на грамотность». Эта книга показывает, почему наши дети отстают именно по ключевым компетентностям.

– Компетентностный подход – это основа содержания образования или один из его кирпичиков, возможно, не самый главный?

– Компетентностный подход влияет на все. Он меняет наше отношение к литературе, искусству, иностранному языку. Смотрите: многие наши выпускники знали грамматику английского языка не хуже носителей, но читать, писать и говорить на этом языке не могли…

Но, безусловно, при всей своей широте, представление о компетентности не охватывает всего корпуса содержания образования. И конечно, содержание не может служить только формированию компетентностей.

Скажем, какой-нибудь фанатик компетентностного подхода может заявить, что знание классических русских стихотворений – это часть компетентностного подхода, поскольку без этих знаний человек не сможет выстраивать коммуникацию. Мне кажется, что здесь идея компетентности притянута за уши. На мой взгляд, этот блок содержания не связан с компетентностным подходом. Но он тоже необходим. По той причине, что образование – это еще и сохранение, передача базовых пластов культуры. Это важно для сохранения связи между поколениями, чтобы дети понимали историю, чтобы у молодых людей формировалась культурная идентичность.

– Вы говорили о необходимости издания учебников и учебных пособий, сделанных в русле компетентностного подхода. Какие еще предпосылки должны появиться, чтобы компетентностный подход стал реальностью школы?

– Важно организовать систему переподготовки учителей, поддержать работу экспериментальных площадок. Еще хорошо бы в рамках национальных проектов давать денежные поощрения учителям не только за прошлые заслуги, но и на новые перспективные проекты. Например, на интернет-проекты, которые учителя могли бы делать совместно со школьниками.

Кстати говоря, мне известно, что Виктор Александрович Болотов и члены его команды настроены на усиление компетентностного характера ЕГЭ, а также материалов КИМов для 9 класса, которые будут распространяться как рекомендательные.

Мне также кажется, что родители, дети и учителя уже понимают, что сегодня требуется иное образование. Уже появляются учебники другого типа. Недавно я видел учебник истории, выпущенный издательством МИРОС, в котором были задания, требующие не просто найти информацию, а проинтерпретировать текст, ответить на вопрос «почему?». Думаю, что скоро западные издания и авторы проявят интерес к нашему рынку учебников. И этот процесс приведет к изменению учебных материалов и самой практики образования. Конечно, этому будут мешать и слабость нашей педагогической науки, и порядок создания учебников, при котором тормозится все новое. Но прогресс остановить невозможно, и новые подходы все равно пробьют дорогу.

Рейтинг@Mail.ru