Первая тетрадь
Политика образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
Стандарты второго поколения в вопросах и ответах
Концептуальные положения, экономические обоснования, организационные моменты
На сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла онлайн-консультация по теме «Государственные стандарты второго поколения». На вопросы о принципах, подходах и содержании новых стандартов общего образования отвечал руководитель коллектива разработчиков Александр Кондаков.
Выдержки из его ответов, которые мы сегодня публикуем,
позволяют составить представление о педагогической концепции новых стандартов.
О старом и новом стандартах
– Предыдущие стандарты приняты в 2004 году. Они уже устарели? Или обучение по ним не позволяет достигнуть высокого качества образования? Не произошла запланированная разгрузка содержания образования?
– Разработчики предыдущего государственного образовательного стандарта (ГОС) уже понимали, что он требует серьезных изменений. В брошюре стандарта было написано, что он «носит переходный характер» и необходимо приступить к разработке стандарта второго поколения.
К тому же предыдущие разработки в основном происходили внутри педагогического сообщества, их вели педагоги-предметники. Отсюда серьезная перегрузка учеников.
Принципиальное отличие ГОСа второго поколения в том, что он формируется на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей. Это в значительной степени влияет на содержание, на объем нагрузки учащихся. Кроме всего, методологической основой ГОСа второго поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым современным образовательным технологиям. Новый ГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается ресурсное обеспечение исполнения ГОСа.
О деятельностном подходе
– Как отражены в ГОСе второго поколения основные положения деятельностного подхода?
– Во-первых, они отражены в определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования. Сегодня цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Во-вторых, деятельностный подход определяет требования к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход обусловливает требования к организации обучения:
– организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
– организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.
О ключевых компетенциях
– Можно ли назвать примерный список ключевых компетенций, являющихся опорной базой стандартов?
– В данном случае в качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
В разработке стандарта под компетентностями мы понимаем достаточный уровень личностного развития во всех сферах общественной жизни (духовной, политической, социальной и экономической). Здесь важно понимать, что мы рассматриваем как предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты освоения основных общеобразовательных программ – это приобретенные учащимся конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты – это усвоенные учащимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, основанные на самостоятельной интерпретации полученной информации. Это также использование этих способов в неадаптированной, незнакомой, в том числе практической, ситуации.
В данном случае метапредметные результаты обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.
Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимся в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
О теоретическом и практическом содержании стандартов
– Как будут соотноситься теоретические и практические доли в содержании новых стандартов?
– В основу содержательной разработки стандарта положена концепция фундаментального ядра содержания образования, которая разработана в начале восьмидесятых годов совместной комиссией Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР (во главе разработки стояли академики В.Арнольд и А.Маркушевич).
Фундаментальное ядро представляет собой свод основных идей, концепций, обеспечивающих фундаментальные современные знания.
Но поскольку стандарт разрабатывается в русле системно-деятельностного подхода, соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу именно практической составляющей. Конечно, без ущерба для фундаментального знания.
О делении на компоненты
– Исходя из «Пояснительной записки к проекту ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», получается, что во втором поколении ГОСа произойдет отход от четкого разграничения компонентов содержания образования на федеральный, региональный и школьный…
– В новой разработке ГОСа при проектировке примерного базисного учебного плана предусматривается выделение часов и на региональный, и на школьный компоненты. Поэтому все тревоги, связанные с этим вопросом, не имеют под собой достаточных оснований.
О стандартах профильного уровня
– Правда ли, что реализовать новые образовательные стандарты можно только через профильное обучение?
– Новые образовательные стандарты разрабатываются для всей системы общего образования, в том числе и для ее начальной и основной ступеней. Понятно, что на этих ступенях речи о профильном образовании идти не может.
На этих ступенях речь может идти только о внутренней дифференциации (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ) и об ограниченной внешней дифференциации обучения – на основе организации занятий по интересам (системы факультативных и элективных занятий).
Профильное обучение как один из способов внешней дифференциации, подразумевающей разведение учащихся по различным потокам в соответствии с их склонностями, интересами и способностями, возможно, по мнению разработчиков, только на старшей ступени обучения. Приступить к разработке стандартов для старшей школы планируется только в 2008 году. Однако наиболее вероятно, что их разработка будет вестись именно с учетом возможности организации профильного обучения на старшей ступени, о целесообразности и возможности которого свидетельствует не только российский, но и мировой опыт.
При этом разработчики отдают себе отчет в том, что профильное обучение не должно реализовываться в ущерб общеобразовательному характеру школы. Поэтому в настоящее время изучаются достоинства и недостатки, возможности реализации различных способов «мягкого» поэтапного увеличения сроков обучения на старшей ступени до трех лет (например, вначале только в отдельных профилях или только в отдельных видах образовательных учреждений).
Одной из важных проблем в этой связи является формирование новых подходов к оценке образовательных достижений выпускников, основанных на сочетании внешней и внутренней оценки, на изменении критериальной базы системы оценивания.
Об оценке уровня реализации стандартов
– Кто и как часто будет производить внешнюю оценку уровня реализации стандартов?
– Внешняя оценка уровня реализации стандартов предполагает оценку деятельности всех участников образовательного процесса.
Оценивать работу систем общего среднего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях предполагается посредством системы мониторинговых исследований.
Оценивать деятельность общеобразовательных учреждений и работников системы общего образования предполагается с помощью мониторинговых исследований в сочетании с процедурами самооценки, аттестационными процедурами и процедурами модерации (экспертизой соответствия между критериальной базой, используемой в образовательном учреждении, и рекомендуемой критериальной базой, оценкой правильности ее использования в ходе внутреннего оценивания).
Оценивать работу различных инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса (в том числе разработчиков программ, учебно-методических и дидактических материалов, учебного оборудования и т.п.), можно будет с помощью экспертизы подготовленных продуктов.
Частично будет оцениваться и деятельность выпускников учреждений общего образования. Эту оценку для выпускников учреждений основного и среднего (полного) общего образования предполагается вести посредством процедур итоговой аттестации с подключением системы внутренней оценки. Оценка выпускников учреждений начального общего образования проводится исключительно на основе внутренней оценки.
Внешнюю оценку предполагается осуществлять силами независимых комиссий в установленные нормативными документами сроки. Как правило, для мониторинговых и аттестационных процедур периодичность составляет 4–5 лет, итоговая оценка выпускников осуществляется ежегодно.
Об оценке результативности работы школы
– По каким параметрам будет оцениваться результативность школы? Кто будет контролирующим субъектом?
– Разработчики стандартов предпочитают употреблять термин «оценка», а не термин «контроль».
Это различие имеет под собой более глубокое основание, чем чисто терминологические предпочтения.
Дело в том, что в принятой идеологии разработки стандарта система рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования.
Иными словами, система оценивания призвана нести свою долю ответственности за обеспечение преемственности образования, за достижение необходимого качества образовательного процесса и качество образовательных достижений учащихся наряду с другими компонентами системы образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т.е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками.
Это в свою очередь налагает ряд особенностей на формирование системы оценивания: вовлечение педагогов в оценочную деятельность, активное использование внутренней оценки наряду с внешней, получение информации, позволяющей принимать управленческие решения не только на уровне «оргвыводов», но и – прежде всего – способствующих ликвидации отставания, сокращению разрывов между образовательными учреждениями и/или регионами.
Таким образом, «контролирующим субъектом» должен стать в первую очередь каждый ученик, каждый педагог и каждое образовательное учреждение. Это подразумевает необходимость в каждом образовательном учреждении использовать, в частности, такую систему оценивания, которая позволяла бы активно включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность, формировать у них навыки самооценки и рефлексии.
Для работников образования это означает также необходимость управлять образовательным процессом на основе объективных данных, осваивать навыки анализа и интерпретации результатов, навыки принятия решений, навыки выстраивания критериальной системы оценивания.
Система параметров, по которым будет оцениваться деятельность школы (причем не только результативность, но и педагогическая эффективность, и наличие благоприятного или неблагоприятного фона и т.д.), а также адекватный этим показателям инструментарий в настоящее время разрабатываются.
О финансировании стандарта
– В одной из ваших статей написано: «…необходимо установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделить на образование».
Не означает ли это, что обязательный минимум образования будет сокращаться под заведомо более низкий, чем есть сейчас, уровень финансирования?
– Финансировать «обязательный минимум» невозможно – финансировать можно деятельность.
Например, только такую деятельность учителя, в ходе которой он излагает некий учебный материал, а потом организует ряд уроков по отработке алгоритмов решения задач и проверяет, что удалось – фактически самостоятельно – выучить детям. Но, как правило, достигаемые при таком подходе результаты к наращиванию объемов финансирования не располагают…
Можно, однако, финансировать иную деятельность учителя, в которой он выступает как профессионал, способный организовать учебную деятельность детей, показать, как надо учиться, отслеживать их индивидуальный прогресс и возникающие проблемы, своевременно корректировать учебный процесс и учебную деятельность детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, пользоваться современными образовательными ресурсами.
Опыт показывает, что достигаемые в этом случае результаты не только оправдывают вложенные средства, но и служат мощным стимулом для дополнительных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны различных сообществ и частных лиц. (Например, сейчас подобные финансовые вливания происходят в связи с информатизацией образования.)
В стандарте предусматривается ориентация именно на последний подход.
Для этого параллельно с собственно стандартами прорабатываются педагогические технологии их достижения, в основе которых лежат, в частности, так называемые «учебные ситуации». В соответствии с необходимым и достаточным (с позиций достижения ожидаемых результатов) перечнем этих ситуаций ведутся и финансовые расчеты (с учетом необходимых компонентов образовательной среды, квалификации учителей, их численности и т.д.).
Именно в этом смысле – в смысле оптимизации перечня учебных ситуаций – и следует понимать процитированные слова о соответствии между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделить на образование. Разумеется, одним из следствий такого подхода, если он будет принят, станет определенная дифференциация оплаты труда учителя, качество которого можно будет определять не по результатам ЕГЭ, а непосредственно в учебном процессе. Отметим попутно, что реальной угрозы сокращения ни сегодняшнего уровня финансирования, ни минимума образования такой подход не несет.
Об условиях реализации стандарта
– Определяют ли стандарты нового поколения перечень условий, необходимых и достаточных для реализации стандартизированного содержания образования?
– Под ответственностью государства мы понимаем ответственность за адекватное ресурсное обеспечение исполнения стандарта общего образования. Этого не было в предыдущих разработках. Это очень сложный вопрос. Как нам представляется, он вызовет очень жесткую полемику, когда стандарт будет обсуждаться в правительстве. Тем не менее без решения этого вопроса адекватных сдвигов в системе образования не будет. И введение стандарта второго поколения представляется весьма проблематичным.
Об ответственности за материально-техническое обеспечение стандарта
– При разработке образовательного стандарта нового поколения материально-техническое обеспечение возлагается на регионы. Не получится ли дисбаланса между регионами-донорами и дотационными регионами?
– Финансирование системы образования – в компетенции муниципальных и региональных властей. В данном случае мы понимаем, что будут существовать определенные различия в уровнях ресурсного обеспечения образовательных учреждений. Но на сегодняшнем этапе мы видим, какие усилия прилагаются руководством государства для технического перевооружения образовательной отрасли. Это стимулирует субъекты Федерации к аналогичной деятельности. Будем надеяться, что это сведет к минимуму ту проблему, о которой вы говорите.
Об информационных технологиях
– Планируется ли дополнительное оснащение школ ИКТ-ресурсами в соответствии с требованиями к условиям образовательного процесса?
– Введение ГОСа второго поколения предполагает широкое использование современных информационных технологий в учебном процессе. Предусмотрена разработка электронных ресурсов, системы порталов и дистанционных технологий образования.
О переходе из школы в вуз
– Родительская общественность ожидает от старшей ступени школы качественную подготовку выпускника к продолжению образования в вузах. Насколько новые стандарты соответствуют этим ожиданиям?
– Это уже беда действующих стандартов, которые ориентированы на ЗУНовскую парадигму и насыщены вузовскими материалами. Задача новых ГОСов – построить в том числе и профильный уровень, соединяя достаточно высокий уровень знаний с функциональной грамотностью по предметам.
Мы считаем, что не школа должна бежать за вузом, а вуз должен ориентироваться на школьную базу, с которой он будет строить свое профессиональное образование. Школа должна дать общее среднее образование.
Это противоречие существует на протяжении многих лет – школа считается предбанником вуза. Нет. Это самостоятельная ступень со своими задачами.
О переменах в педагогическом образовании
– Как в связи с изменениями стандарта общего образования будет выстраиваться преемственность с профессиональным педагогическим образованием?
– Вопрос о новой концепции педагогического образования мы будем решать в этом году. В данном случае мы исходим из того, что, разработав требования к результату освоения основных общеобразовательных программ, мы можем сформулировать техническое задание на требования к результату подготовки педагога, в том числе с использованием более разнообразных форм педагогического образования.
О переподготовке учителей
– Планируется ли организация курсовой подготовки педагогов по осмыслению и реализации нового стандарта образования?
– Да, повышение квалификации и переподготовка педагогов запланированы. Мы приступим к разработке этих курсов уже в этом году. И возможно, к концу 2007 года мы начнем повышение квалификации и переподготовку специалистов в связи с введением ГОСа второго поколения на уровне начального образования.
Об апробации и сроках введения
– Когда планируется введение стандартов нового поколения? Будет ли к моменту введения новых стандартов подготовлен учебно-методический комплекс, выпущены учебники нового поколения (соответствующие задачам стандарта)?
– Разработка стандартов нового поколения и системы их сопровождения запланирована на 2006–2010 гг.
Экспериментальная проверка отдельных элементов системы начнется уже с 2007/08 учебного года. В 14 субъектах Федерации, по два из каждого федерального округа. Регионы будут определены Министерством образования и науки Российской Федерации в ближайшее время.
К концу разработки будут апробированы практически все наиболее существенные элементы системы: собственно стандарты, базисные учебные планы для начального, основного и среднего (полного образования), примерные программы, система оценивания, отвечающая стандартам, построенным на основе деятельностного подхода, учебные материалы, изменения и дополнения в системе педагогического профессионального образования, учебные материалы, педагогические технологии и др.
Учебники нового поколения скорее всего будут написаны несколько позже, их роль на первых порах вполне могут выполнить рекомендации по ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов образования и материалы системы оценивания.
Вопрос о сроках и этапах введения стандартов нового поколения будет решаться по результатам апробации, в ходе которой и предстоит выяснить вопрос о том, насколько педагогическая общественность, различные профессиональные сообщества, гражданское общество в целом разделяют и одобряют предлагаемые документы.
О частоте обновления стандартов
– Какими должны быть стандарты, чтобы они хотя бы лет десять соответствовали «духу времени»?
– Я не представляю себе стандарта, который существовал бы десять лет. Как пример можно взять то, что происходит сегодня с компьютерами, мобильными телефонами. Неужели можно верить, что современные знания могут быть стабильны в течение десятилетия?
Я думаю, что содержание стандарта должно обновляться каждые пять лет. И лучше, если работа будет идти по схеме 3+2: мы запускаем стандарт, пять лет по нему школа нормально работает, но через три года начинается разработка нового содержания, в течение двух лет осуществляется подготовка школ к переходу на новое содержание, и с шестого года школа переходит на новое содержание образования. Думаю, что это оптимальный вариант.