Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Дашковская Ольга

Победители конкурса вузов пока остались без денег

А качество их инновационных программ эксперты ставят под сомнение

В 2006–2007 годах в рамках нацпроекта «Образование» был проведен конкурс вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам двух туров были отобраны 57 финалистов, получивших гранты на общую сумму 30 млрд рублей.

В ГУ–ВШЭ состоялся семинар, который был посвящен проблемам вузов, завоевавших гранты на реализацию инновационных образовательных программ в рамках ПНПО.

В центре внимания собравшихся оказался доклад руководителя Отдела развития программной деятельности Национального фонда подготовки кадров Ирины Аржановой. Оказалось, что пока у победителей престижного конкурса особых оснований для радости нет. Ни одной копейки из обещанных средств не получили ни 17 финалистов первого тура конкурса, проведенного в 2006 году, ни 40 лауреатов второго, завершившегося в марте нынешнего.

Субсидии в объеме 30 млрд рублей до сих пор не попали на внебюджетные счета вузов. Эти деньги выделяются «одной строкой», а казначейство настаивает, чтобы они распределялись по смете.

На семинаре также обсуждался вопрос о том, насколько достойны победители звания инновационных.

По мнению координатора проектов в области образования Московского представительства Всемирного банка Исака Фрумина, лидеры не представили в своих программах сколько-нибудь значимых инновационных идей, и те же самые деньги могли бы не менее успешно потратить другие вузы, не победившие в конкурсе.

Кроме того, участники дискуссии не поддерживают намерение Минобрнауки выделить вузы-победители в категорию ведущих и не разделяют мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко о том, что победа в конкурсе гарантирует вузу «знак качества».

Задачей конкурса, по общему убеждению, должно стать формирование совершенно новой модели вуза, развитие конкурентоспособности внутри российской системы образования и повышение его международного рейтинга. У специалистов есть большие сомнения в том, что эти цели будут достигнуты.

Анализируя процедуры отбора лидеров, участники дискуссии констатировали тот факт, что в финал вместе с бесспорно достойными вузами попали случайные, что свидетельствует о несовершенстве критериев и субъективных настроениях экспертов.

По результатам опроса, проведенного экспертами НФПК среди лидеров, были выявлены настроения, которые Ирина Аржанова охарактеризовала как «сумму плачей», которые варьируются от жалоб ректоров на перегруженность проверками и отчетностью до вывода о том, «что такие суммы потратить законным путем невозможно».

Некоторые уже задаются вопросом: зачем нам все это было нужно? И всех без исключения беспокоит вопрос: когда же наконец на счета поступят деньги и хватит ли времени на то, чтобы их потратить? (В настоящее время вузы используют собственные средства в рамках софинансирования.)

Как выяснилось в ходе опроса, многие респонденты оказались неприятно удивлены тем, что… им придется реализовать все то, что они так успешно запланировали.

«Этот факт свидетельствует о том, что качество управления проектами находится пока еще на низком уровне, – считает Ирина Аржанова. – Серьезных исследований, предшествующих написанию проекта, проведено не было. Программы разработаны с бухты-барахты, многие направления деятельности недостаточно обоснованы, последствия их реализации не просчитаны».

НФПК намерен проводить регулярные мониторинги деятельности инновационных вузов.

Рейтинг@Mail.ru