Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Победители конкурса вузов пока остались без денег
А качество их инновационных программ эксперты ставят под сомнение
В 2006–2007 годах в рамках нацпроекта «Образование»
был проведен конкурс вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам двух туров были отобраны 57 финалистов, получивших гранты на общую сумму 30 млрд рублей.
В ГУ–ВШЭ состоялся семинар, который был посвящен проблемам вузов, завоевавших гранты на реализацию инновационных образовательных программ
в рамках ПНПО.
В центре внимания собравшихся оказался доклад руководителя Отдела развития программной деятельности Национального фонда подготовки кадров Ирины Аржановой. Оказалось, что пока у победителей престижного конкурса особых оснований для радости нет. Ни одной копейки из обещанных средств не получили ни 17 финалистов первого тура конкурса, проведенного в 2006 году, ни 40 лауреатов второго, завершившегося в марте нынешнего.
Субсидии в объеме 30 млрд рублей до сих пор не попали на внебюджетные счета вузов. Эти деньги выделяются «одной строкой», а казначейство настаивает, чтобы они распределялись по смете.
На семинаре также обсуждался вопрос о том, насколько достойны победители звания инновационных.
По мнению координатора проектов в области образования Московского представительства Всемирного банка Исака Фрумина, лидеры не представили
в своих программах сколько-нибудь значимых инновационных идей, и те же самые деньги могли бы не менее успешно потратить другие вузы, не победившие
в конкурсе.
Кроме того, участники дискуссии не поддерживают намерение Минобрнауки выделить вузы-победители в категорию ведущих и не разделяют мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко о том, что победа в конкурсе гарантирует вузу «знак качества».
Задачей конкурса, по общему убеждению, должно стать формирование совершенно новой модели вуза, развитие конкурентоспособности внутри российской системы образования и повышение его международного рейтинга. У специалистов есть большие сомнения в том, что эти цели будут достигнуты.
Анализируя процедуры отбора лидеров, участники дискуссии констатировали тот факт, что в финал вместе с бесспорно достойными вузами попали случайные, что свидетельствует о несовершенстве критериев и субъективных настроениях экспертов.
По результатам опроса, проведенного экспертами НФПК среди лидеров, были выявлены настроения, которые Ирина Аржанова охарактеризовала как «сумму плачей», которые варьируются от жалоб ректоров на перегруженность проверками и отчетностью до вывода о том, «что такие суммы потратить законным путем невозможно».
Некоторые уже задаются вопросом: зачем нам все это было нужно?
И всех без исключения беспокоит вопрос: когда же наконец на счета поступят деньги и хватит ли времени на то, чтобы их потратить? (В настоящее время вузы используют собственные средства в рамках софинансирования.)
Как выяснилось в ходе опроса, многие респонденты оказались неприятно удивлены тем, что… им придется реализовать все то, что они так успешно запланировали.
«Этот факт свидетельствует о том, что качество управления проектами находится пока еще на низком уровне, – считает Ирина Аржанова. – Серьезных исследований, предшествующих написанию проекта, проведено не было. Программы разработаны с бухты-барахты, многие направления деятельности недостаточно обоснованы, последствия их реализации не просчитаны».
НФПК намерен проводить регулярные мониторинги деятельности инновационных вузов.