Первая тетрадь
Политика образования
18 июня - день рождения Владимира Матвеева
18 июня – день рождения легендарного редактора «Учительской газеты» Владимира Федоровича Матвеева.
Ему исполнилось бы 75 лет.
«Кажется, все, кто работал в школе во второй половине восьмидесятых годов, лично знали Владимира Федоровича, даже если не были знакомы с ним», – писал Симон Львович Соловейчик в девяностые годы.
…Есть люди, о которых не получается говорить вне контекста времени. Время их делает. И одновременно ничего не может с ними сделать; человека ломает косность времени, а они чувствуют его живые токи – и действуют сообразно
с ними, действуют на опережение, делая потенциальное – возможным.
На долю таких людей приходится черновая работа общественных перемен. Редчайший случай, когда журнал или газета соединяются с именем редактора,
а не авторов. Случай, правда, объяснимый в нашей действительности, где именно человек за редакторским столом должен иметь смелость, чтобы пустить что-то
в печать. И более того – устами журналистов, самим подбором статей вести опосредованный разговор с читателями. Свой разговор.
В середине восьмидесятых годов в таком же соединении возникла «Учительская газета» Владимира Матвеева. Впервые ведомственное издание стало общественно значимым. И дело не только в тираже – более полутора миллионов экземпляров – и не только в том, что ее читателями стали люди самых разных профессий. Впервые был задан совершенно другой масштаб разговора о педагогике, о школе. Масштаб, соразмерный истинной роли образования в жизни человека.
И стало понятно, что этот разговор очень важен людям; что человека можно травить скудным духовным пайком, но нельзя искоренить в нем потребность
в иной жизни. Казалось, об образовании тогда заговорила вся страна – программы на телевидении, встречи в Останкино с педагогами-новаторами, создание Творческого союза учителей. Все это тоже стало возможным благодаря «Учительской газете» Матвеева.
Но как стала возможна сама газета? В чем то качество главного редактора, которое позволило газете быть, которым она держалась?
Симон Львович Соловейчик дал этому качеству простое, но именно этой простотой важное объяснение:
«Всегда, когда была малейшая возможность выбора между правдой и ложью, он выбирал правду – вот и все. Этим он и отличался от других. Он находил возможность поступать по правде там, где другие такой возможности не видели, а то и не хотели видеть. И это максимум того, что может сделать человек, обладающий властью».