Третья тетрадь
Детный мир
Готовы ли наши дети к летней жизни?
Впереди у них почти 100 дней, свободных от школы. Как-то их проведут ребята?
Однажды на занятиях по основам управления временем я спросила ребят, чем они занимаются в выходной. Дети разные, но картинка сложилась односложная: чуть-чуть времени на уроки, остальное – отдых!
…Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи.
…А я в первую очередь отсыпаюсь и много гуляю – это то, что не особо удается в учебное время.
…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…
…Можно резаться в компьютер, тусоваться с друзьями, гулять, телик смотреть, а еще с родителями ходить на пикник, в кино, сауну, на шопинг, ну, и книжки читать.
Дети, оказывается, и вправду не могут представить, чем заняться, кроме телевизора и компьютера. Заметьте, с наступлением каникул они теряются: времени свободного много, а расписания мероприятий нет, нет и опыта инициативного поведения. Ведь во время учебного года их жизнь четко была организована: уроки с утра и до обеда, потом внеклассные мероприятия и кружки, приготовление заданий. Фантазии развернуться негде, да она и не требуется. Предоставленные же сами себе, дети начинают жаловаться: «Мне скучно».
Зная это, родители охотно отправляют детей в оздоровительный лагерь, записывают на школьную площадку – там жизнь привычно расписана по минутам. Но как ни распределяй детское лето, все равно «неорганизованные дни» останутся. Все равно придется помогать ребенку спланировать свободное время, договариваться о полезных и интересных делах – заботиться о досуге, наполненном смыслом и впечатлениями.
Для этого не нужны огромные материальные или временные затраты. Достаточно показать разные способы интересной жизни на досуге, поспособствовать тому, чтобы дети сами искали способы занять себя.
Можно пускать мыльные пузыри с балкона на рекорд, искать божью коровку с тремя точками, запускать воздушного змея, искать клад в парке, шить «плюшевого друга», плести фенечки, найти любовь по переписке. Многое можно, если у ребенка не отнято пространство для проявления инициативы и творчества, если его попытки самостоятельных решений и действий не осмеиваются и не пресекаются.
Но некоторым родителям гораздо спокойнее, когда ребенок сидит, уткнувшись в телевизор/компьютер, или бегает сутками на улице. Ведь тогда он ничего дома не сломает, не разобьет, не запачкает, не раскидает и отдыху родителей не помешает – удобно!
Однако даже если ребенку дома ничего нельзя делать самому – там электричество, там газ; инструменты папины, швейная машинка мамина; от красок и клея одна грязь, а выпиливание и выжигание небезопасны, – и в таком доме ютится бесценное желание ребенка создавать, преображать, действовать от чистого сердца.
Девочка разломила карандаш на три части и тихонько играет в трех куколок, для которых домик – пенал. А мальчика за книгу посадили: он сложил каждый листочек пополам, у него получился толстый «веер», и он с удовольствием им обмахивается…
Пока детство – ни одна минута не пуста и не бесплодна.
Берем ли мы в расчет творческий потенциал ребенка, развиваем ли, укрепляем ли его?