Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
В.М.Лизинский
О методической работе в школе
М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Книга может оказаться полезной как опытному, так и начинающему управленцу. В ней подробно проанализированы сущность методической работы, ее структура, формы и содержание, предложены критерии, по которым можно оценивать ее успешность. Причем описано все это с учетом школьных реалий и с точки зрения гуманистической педагогики: «В работе завуча могут быть два магистральных пути: или вечная дисциплина, организационная и информационная война с педагогами, тотальный контроль, или управление успехом, где медленно, психологически и педагогически выверено, с полным доверием к педагогу осуществляется постоянное движение от малого к большому успеху…»
Одним словом, это одна из тех редких книжек, которые объясняют, как можно качественно учить детей и организовывать работу учителей на самом деле, а не только в превосходных формальных отчетах.
Главы построены от общего к частному: сначала концептуальный взгляд – функции, уровни, принципы, подходы, – за которым следуют примерные планы (недельный план работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе), анкеты (лист самооценки педагога) и даже намечено возможное поле проблем, решение которых задаст вектор управленческой деятельности.
Скорее всего даже опытным администраторам будет интересно заглянуть в разделы, где собраны, например, виды, типы и формы уроков; многие из существующих форм индивидуальной педагогической работы или работы с педагогами. Наверняка окажется, что читатели найдут для себя несколько новых или хорошо забытых старых.
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной
и старшей школе: варианты решения
М.: Просвещение, 2004.
Экспериментальные школы в России работают уже почти двадцать лет, модернизация образования заявлена как национальный проект, но новые идеи и разработки часто доходят до массовой школы в искаженном виде чиновничьих инструкций и методичек.
В книге собраны статьи педагогов, которые работают в экспериментальном режиме уже не один год и самостоятельно прошли тернистый путь от идей до их практического воплощения. Несмотря на то что в подзаголовке указано: рекомендации для опытно-экспериментальных школ, многие формы и методы могут быть интересны и для обычной хорошей школы. Особенно, учитывая, что авторы работали над преодолением самых насущных проблем: переход из начальной школы в среднюю, организация игры, исследовательская работа, выбор профиля.
Особенно много внимания уделено проблеме оценивания – от качественного оценивания до проведения итоговых экзаменов за год.
Все материалы построены не в «отчетном», а в методическом ракурсе, то есть собственный опыт осмыслен и изложен так, чтобы коллеги-читатели могли им воспользоваться. В каждом разделе можно найти и теоретическое обоснование, и практические рекомендации вплоть до образцов анкет и творческих заданий. Во многих главах авторы перечисляют возможные образовательные эффекты, результаты и риски того или иного метода.