Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

АРТ - КЛАСС


Рыбакова Юлия

Сыграть другого себя

О том, что на самом деле дает детям школьный театр

Традиционный пятый фестиваль детских театров «Пролог-Весна» прошел в мае на площадке московской гимназии № 45. Учредители – Московский институт открытого образования (МИОО) и автономная некоммерческая организация образования и культуры «Пролог». Участники – коллективы, которыми руководят выпускники программы повышения квалификации «Пролог», педагоги школ и центров дополнительного образования, занимающиеся образованием и развитием детей средствами театральной педагогики.

Из чего возникает спектакль, который поможет раскрыться детским талантам и в школе, и в лагере?

Все начинается с ребенка

Театральная педагогика – особая штука, где на первом месте не столько произведение искусства или эстетический эффект, сколько сам ребенок. Поэтому смысл нашей работы – в попытке решить какую-то проблему данного ребенка или группы детей. Только как понять, в чем эти проблемы?

Спектакль может возникать по-разному, у каждого свой путь. Например, сначала идет игра. По-взрослому – тренинг. Активное действие, веселое, азартное, которое постепенно наполняется для детей смыслом, становится чем-то очень серьезным. Играя, «тренингуясь» изо дня в день, они приобщаются к волшебству, ранее казавшемуся недосягаемым.

Вот человек с завязанными глазами повторяет движения того, кто стоит перед ним. Это, оказывается, не чудо, а просто отработанное умение быть внимательным, натренированная способность чувствовать себя и другого, окружающий мир. У большинства детей, приходящих на репетиции, нет ясного понимания, где проходит граница между ними и миром. И театр, тренинг помогают им разобраться в этом, понять, кто они, что из себя представляет мир, как можно взаимодействовать с ним.

Тренинг помогает поверить сначала в свое тело, которым учишься владеть, которое отвечает твоим желаниям. Постепенно возникает вера в свои силы. Появляется доверие к другим людям. Сначала опять же на физическом уровне: они не уронят при поддержках, не причинят боли в упражнениях. Рождается уверенность, что сидящий рядом человек не обидит, поймет. Так возникают идеи спектаклей о вере, о дружбе.

Многие, особенно девочки, приходят в театральные кружки покрасоваться. А актерская игра учит быть разной, избавляет от страха показаться нелепой, уродливой.

Несколько тренинговых занятий уже создают коллектив, в тренинге ребенок раскрывается больше, чем где бы то ни было. Педагог видит способности, особенности каждого. И проблемы тоже. Только теперь начинаем подбирать материал для будущего спектакля.

Дети не должны быть статистами

Сколько в группе детей, столько следует найти ролей в выбранной пьесе, своя роль нужна каждому ребенку, причем такая, которая максимально реализует его способности. Не всегда это главная роль – их на всех не хватит! – но обязательно интересная. А заинтересовать ребенка ею – наша педагогическая задача. И не важно, играет мальчишка Короля (капризного, наивного, может, мудрого?) или Бутерброд (наглый, беспомощный, желанный?) в «Сказке о королевском бутерброде». Главное – ощущение собственной значимости, незаменимости и возможности сделать что-то свое.

В хорошем спектакле вообще не может быть ничего лишнего, ненужного. Это касается и актеров на сцене, и костюмов (характер создают не дорогие платья – ленточка, завязанная то на руке, то на ноге, способна изменить представление о герое), и декораций. Нет, конечно, хорошо, когда спектакль грамотно и разнообразно оснащен. Но зачастую (и, к сожалению, именно в детских коллективах) это оснащение «закрывает» собой актера. А наша задача – вывести ребенка на первый план.

Высший пилотаж – представление, сыгранное на двух стульях, сделанное из трех палочек.

Вернемся к распределению ролей. Верх совершенства – массовка спектакля, которая у настоящего педагога-режиссера превращается в хор – действующее лицо, как в античной трагедии. В этом хоре у каждого исполнителя своя индивидуальность, своя задача, свое отношение к происходящему, даже если нет ни одного слова.

Кстати, не обязательно выводить на сцену всех. Кому-то из мальчишек интереснее роль осветителя, звукооператора, кто-то охотно займется музыкальным оформлением, костюмами.

Про что играем?

Для первого опыта отлично подойдут небольшие произведения. Не классические пьесы, а сказки, рассказы, сюжетные стихи, не слишком маленькие по объему. Чтобы было где развернуться. Спектакль начинается с обсуждения – про что играем? Когда произведение прочитано, спрашиваем, что запомнилось ребятам. Становится понятно, какие события они выделили как главные. А про что эта сказка? Стихотворение? Про обман? Доверие? Про поиски идеала? Затем выстраиваем связь между событиями, даже картинки рисуем. Обсуждаем героя: что он делает, чего хочет, как относится к другим героям, как влияет на сквозное действие. Пришло время этюдов, из них вырастут образы, мизансцены спектакля.

Часто педагог заранее горит желанием поставить свое любимое произведение. Ему придется объяснить ребятам, чем ему так дорога данная пьеса, как она связана с актуальными для труппы проблемами. Но разговор о том, что ребята вычитали в предложенной книге, все равно неизбежен. Одного тронет описанная проблема, другого, наоборот, привлечет полное отсутствие в современной жизни того, о чем писал автор.

Хорошо бы человеку, занимающемуся театральной педагогикой, уметь самому писать небольшие пьесы. Бывает трудно найти необходимый материал в готовом виде. Нет нужной книги в пределах досягаемости. Какая-то проблема специфическая возникла в коллективе. Состав труппы своеобразный. Например, одни девчонки пришли, причем подростки. Им уже белочек-зайчиков играть не интересно. И в мужские костюмы переодевать их не хочется. Тут и выручит режиссера умение написать небольшую пьесу.

Дети могут участвовать в творческом процессе, обсудив в группе смысл и цели будущего спектакля (что мы хотим сказать зрителям? как это сделать?), общий сюжет (или отдельные эпизоды). Писать, конечно, придется взрослому, взяв на себя ответственность за конечный результат. Пусть ваша пьеса не станет великим произведением мировой драматургии, но она будет важна актерам и зрителям. А слова для этого придется найти вам.

Рейтинг@Mail.ru