Вторая тетрадь
Школьное дело
УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ
Образовательная экспедиция
Возможность для тех, кто познает мир через собственные вопросы
Лето, каникулы, отпуск!.. Можно наконец заняться своими делами и перестать думать о школе... Но многие учителя и в это время не расстаются с учениками: лето, пожалуй, самое лучшее время для работы в свободном образовательном пространстве. Отметки выставлены в журналы, дети переведены
в следующий класс, теперь – в поход!
В поход? А почему не отправиться в настоящую экспедицию? Экологическую, археологическую, этнографическую... Возможностей много, нужно только оглянуться вокруг и по-другому построить работу с детьми.
Куда поехать?
Маршрут экспедиции выбирается заранее, как и маршрут похода. Однако тут есть свои особенности. Во-первых, совсем не обязательно самим придумывать и тему экспедиции, и ее маршрут. Вместо этого можно найти настоящую, взрослую экспедицию и попробовать к ней присоединиться. Скептики скажут: «Кому мы нужны – с нашими детьми?!» И будут неправы. Сегодня (впрочем, как и раньше) многие экспедиции нуждаются в рабочей силе, в множестве рук и глаз.
Работу детям обычно предлагают профессионально несложную, но трудоемкую. Например, археологи просят очистить от песка добытый ими материал, этнографы – пройти по домам в конкретном регионе (в деревнях) и задать жителям один-два вопроса, экологи – сосчитать количество гнезд на конкретной территории и так далее. Любое настоящее исследование – это кропотливая работа множества людей, и дети в этой работе никому не помешают, напротив, очень даже помогут. Правда, и вести себя там нужно по-взрослому. Капризы, ссоры, нравоучения в экспедиции совершенно неуместны. Настроиться на это перед поездкой в экспедицию должны не только дети, но и взрослые.
Можно организовать экспедицию и по собственному маршруту, не присоединяясь к большой группе ученых-исследователей. Но тогда стоит пригласить с собой людей, которые могли бы возглавить научную работу, специалистов в данной области знаний. Их найти не так трудно, как кажется на первый взгляд: в любом районном центре есть вузы, в которых работают увлекающиеся люди, готовые вспомнить молодость и провести вместе с детьми небольшое исследование. В конце концов, таким руководителем экспедиции может стать и кто-то из учителей школы или родителей, если в прошлом кто-то из них участвовал в подобной работе. Главное, чтобы основная установка была общей: мы – одна группа, дети и взрослые, которые готовы изучать мир и отгадывать его загадки. Это будет и отдых, и работа, и увлекательное путешествие.
Подбор группы
Но вот вы уже определили тему экспедиции, нашли взрослых, готовых ее возглавить.
Кто же может стать участником такого путешествия?
Сразу приходит в голову: нужно пригласить тех учеников, которые лучше других занимались данным предметом в учебном году (в экологическую экспедицию – лучших биологов или химиков, в археологическую – историков и т.д.). Многолетний опыт организации детских экспедиций показал, что это далеко не самый лучший вариант. Дело в том, что эти дети, как правило, с легкостью и удовольствием добывают информацию из книг и учебников и по праву гордятся своим умением, но часто именно они не готовы к другому способу обучения – через реальную работу.
В каждом классе, в каждой школе есть ребята, которые не могут раскрыть свои таланты внутри книжно-знаниевого мира. Они предпочитают учиться в деятельности, познавая мир через собственные ощущения и вопросы, и для них экспедиция – неоценимая образовательная возможность.
Как же быть? Позвать с собой тех, кто еще не увлекся учебным предметом? Не стоит бросаться в крайности. Главное правило свободного образовательного пространства очень простое: выбор остается за учениками. Но к предварительной работе, то есть к поиску участников экспедиции, нужно отнестись с особой осторожностью. Ведь самое сложное – организовать первую экспедицию по предлагаемому маршруту (потом успех или неуспех экспедиции будет работать как реклама или антиреклама).
Ребята редко понимают смысл экспедиционной работы, потому что они привыкли учиться в классе при наличии одного учителя, который заранее знает ответы на все их вопросы (или делает вид, что знает). Поэтому начинать подбор группы лучше всего с рассказов о различных экспедициях и демонстраций фильмов о них, с рекламы предстоящего мероприятия. Некоторых ребят стоит поуговаривать отдельно, если учитель понимает, что для них это будет полезно или что они могут стать хорошими помощниками в работе с остальной группой.
При организации экспедиционной группы, особенно если эта работа проводится впервые, есть и свои законы.
Во-первых, нельзя забывать: самая работоспособная группа – 10–15человек. Меньшее количество не позволяет детям чувствовать себя достаточно независимыми и раскрепощенными: с группой отправляются не меньше двух взрослых, и часто у ребят возникает ощущение излишнего постоянного контроля; кроме того, детям бывает трудно в таком маленьком сообществе найти себе мини-группу, а при жизни в экспедиции это просто необходимо. Большее количество ребят, особенно при одновозрастной структуре группы, не позволит старшим с должным вниманием относиться к каждому ребенку.
Во-вторых, количество «проблемных» (с точки зрения классно-урочной работы) и «хороших» учеников должно быть ограничено. Первые в самом начале экспедиции могут попытаться организовать собственные правила работы – по привычке, сложившейся у них на уроках: они будут пробовать взрослых «на зуб», провоцировать их на смену правил. Вторые могут отвлекать на себя излишнее внимание педагога, так как будут стремиться сохранить за собой полученное на уроках лидерство в учебе; кроме того, именно хорошие ученики часто имеют большие проблемы в общении со сверстниками. «Хулиганов-бунтарей» можно взять с собой, но не больше двух человек, чтобы у них появилась потребность в общении с другими ребятами и возможность смены своей традиционной роли. «Книжные» дети в экспедиции скорее всего приживутся, если их будет не больше трех-четырех: они организуют мини-группы гораздо реже, но их внутренние переживания обязательно должны быть услышаны старшими.
В-третьих, если у вас есть такая возможность, группу стоит сделать разновозрастной. Тогда разделение на «умных» и «хулиганов» быстро нивелируется, и каждый получит шанс кому-то помогать или принимать у кого-то помощь, что в экспедиции очень важно.
Как организовать работу детей в экспедиции?
Существуют разные способы организации работы школьников в экспедиции: в парах, в группах или поодиночке. Но об определенных правилах стоит помнить с самого начала.
Если вы встраиваетесь во взрослую экспедицию с группой ребят, не стоит надеяться, что все свободное время детей будет организовано руководителями и участниками экспедиции. Нужно прислушаться к заявкам «работодателей», обсудить с ребятами, в какой форме они лучше всего могут выполнить заказ (работая по одному, в парах или в группах). И подумать, как лучше спланировать оставшееся свободное время.
Каждый день с детьми будет происходить что-то неожиданное – и для них, и для вас, – поэтому лучше сразу определить время, когда они смогут рассказать об этом учителям и друг другу. Такая беседа (по типу коммунарского «круга») может проходить вечером, лучше на свежем воздухе, возможно – у костра. Там же можно планировать и дополнительную работу или правила совместного отдыха.
Внимание! В экспедиции нельзя «заставить детей заниматься», если этого не будут делать взрослые: это не школа. Здесь действует другой, старинный метод образования: через изучение того, что делают взрослые, через копирование (сначала очень робкое, непрофессиональное) их деятельности, через вопросы, которые при этом возникают у ребят, через совместный поиск ответов.
Если в экспедиции взрослые заняты работой целый день и если они уверены, что именно интересная работа и обсуждение с друзьями ее результатов и есть лучший отдых, очень быстро и ваши ученики почувствуют вкус к такой жизни исследователей. Если же взрослые будут думать о том, как бы побыстрее завершить сегодняшний план и отдохнуть, такие же мечты появятся и у ребят.
Приведу один пример из собственной практики. В первой школе я работала вместе с подругой-однокурсницей. Так как мы с ней прошли одну школу экологических экспедиций, для нас было естественным (при такой же работе с детьми – ведь когда-то и мы были самыми младшими в экспедиции) заниматься вместе с ними исследованиями, планировать следующий день, спорить о выбранных методиках, помогать тем, кто не успевает сделать свою работу в срок. Так проходила работа целыми днями, а вечером, у костра, мы говорили о том, что сделано, пели песни, готовились к следующему дню. Как и в обычной экспедиции, те, кто пытался отлынивать от работы, больше других работали на кухне: главное – общий результат. Наши выезды назывались экспедициями, и, по сути, были ими. Часто с нами ездили и друзья-биологи.
Потом я перешла в другую школу и первый раз отправилась в экспедицию с коллегой «не экспедиционной», но прошедшей богатую туристическую школу. Туризм экспедиции не помеха, но в хорошем походе есть каждодневное общее дело: подготовиться к новому переходу или совершить его. Это трудно, но интересно и понятно всем участникам. Экспедиция же, как правило, работает стационарно, на одном месте – иначе трудно провести какое-нибудь исследование. А значит, и время нужно распределять по-другому.
Коллега взяла на себя заботу о хлебе насущном, предоставив мне возможность организации исследовательской деятельности. Казалось, все сделано правильно, и каждый взрослый занимался своим делом. Однако довольно быстро мы поняли, что включить ребят в экологическую работу нам становится труднее с каждым днем. Многие из них предпочитали посидеть на берегу или у костра, а не изучать природу – они копировали мою коллегу.
Только когда она подключилась к исследованию: «Я никогда этим раньше не занималась, но с удовольствием поучусь...», – наши ученики стали работать в полную силу.
Детскую экспедицию можно разнообразить интересными занятиями, которые придумают (для себя!) взрослые. Вы любите рисовать? Возьмите с собой краски и будьте готовы к тому, что рядом с вами окажется кто-то из учеников. Вы любите танцевать? Бегать по утрам? Ваши ученики (не все, но кто-нибудь обязательно) скоро последуют вашему примеру.
Если детям надоело...
Экспедиции – очень своеобразное свободное образовательное пространство. Оно одновременно и очень открытое (туда нельзя заставить поехать, нельзя никому поставить двойку за невыполнение работы или пятерку за интересные результаты) и абсолютно закрытое (из экспедиции нельзя уехать по собственному желанию). Рано или поздно в любой экспедиции возникает напряжение, появляются люди, которым «все надоело», которые хотят домой или куда-нибудь еще. Что же делать? Пожалуй, это самый сложный вопрос, который возникает не только в экспедициях, но и в турпоходах, и в летних оздоровительных лагерях.
Каждый раз кажется, что можно было предотвратить такую ситуацию. Но анализируя различные варианты свободных образовательных пространств, я все больше убеждаюсь: такие «критические моменты» неизбежны в любой свободно-закрытой группе. И есть особые методики, позволяющие разрешить возникающие при этом проблемы и даже использовать их с максимальной для ребенка выгодой. Об этом – в следующем номере.