Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ


Леонтьева Ольга

Образовательная экспедиция

Возможность для тех, кто познает мир через собственные вопросы

Лето, каникулы, отпуск!.. Можно наконец заняться своими делами и перестать думать о школе... Но многие учителя и в это время не расстаются с учениками: лето, пожалуй, самое лучшее время для работы в свободном образовательном пространстве. Отметки выставлены в журналы, дети переведены в следующий класс, теперь – в поход!

В поход? А почему не отправиться в настоящую экспедицию? Экологическую, археологическую, этнографическую... Возможностей много, нужно только оглянуться вокруг и по-другому построить работу с детьми.

Куда поехать?

Маршрут экспедиции выбирается заранее, как и маршрут похода. Однако тут есть свои особенности. Во-первых, совсем не обязательно самим придумывать и тему экспедиции, и ее маршрут. Вместо этого можно найти настоящую, взрослую экспедицию и попробовать к ней присоединиться. Скептики скажут: «Кому мы нужны – с нашими детьми?!» И будут неправы. Сегодня (впрочем, как и раньше) многие экспедиции нуждаются в рабочей силе, в множестве рук и глаз.

Работу детям обычно предлагают профессионально несложную, но трудоемкую. Например, археологи просят очистить от песка добытый ими материал, этнографы – пройти по домам в конкретном регионе (в деревнях) и задать жителям один-два вопроса, экологи – сосчитать количество гнезд на конкретной территории и так далее. Любое настоящее исследование – это кропотливая работа множества людей, и дети в этой работе никому не помешают, напротив, очень даже помогут. Правда, и вести себя там нужно по-взрослому. Капризы, ссоры, нравоучения в экспедиции совершенно неуместны. Настроиться на это перед поездкой в экспедицию должны не только дети, но и взрослые.

Можно организовать экспедицию и по собственному маршруту, не присоединяясь к большой группе ученых-исследователей. Но тогда стоит пригласить с собой людей, которые могли бы возглавить научную работу, специалистов в данной области знаний. Их найти не так трудно, как кажется на первый взгляд: в любом районном центре есть вузы, в которых работают увлекающиеся люди, готовые вспомнить молодость и провести вместе с детьми небольшое исследование. В конце концов, таким руководителем экспедиции может стать и кто-то из учителей школы или родителей, если в прошлом кто-то из них участвовал в подобной работе. Главное, чтобы основная установка была общей: мы – одна группа, дети и взрослые, которые готовы изучать мир и отгадывать его загадки. Это будет и отдых, и работа, и увлекательное путешествие.

Подбор группы

Но вот вы уже определили тему экспедиции, нашли взрослых, готовых ее возглавить.

Кто же может стать участником такого путешествия?

Сразу приходит в голову: нужно пригласить тех учеников, которые лучше других занимались данным предметом в учебном году (в экологическую экспедицию – лучших биологов или химиков, в археологическую – историков и т.д.). Многолетний опыт организации детских экспедиций показал, что это далеко не самый лучший вариант. Дело в том, что эти дети, как правило, с легкостью и удовольствием добывают информацию из книг и учебников и по праву гордятся своим умением, но часто именно они не готовы к другому способу обучения – через реальную работу.

В каждом классе, в каждой школе есть ребята, которые не могут раскрыть свои таланты внутри книжно-знаниевого мира. Они предпочитают учиться в деятельности, познавая мир через собственные ощущения и вопросы, и для них экспедиция – неоценимая образовательная возможность.

Как же быть? Позвать с собой тех, кто еще не увлекся учебным предметом? Не стоит бросаться в крайности. Главное правило свободного образовательного пространства очень простое: выбор остается за учениками. Но к предварительной работе, то есть к поиску участников экспедиции, нужно отнестись с особой осторожностью. Ведь самое сложное – организовать первую экспедицию по предлагаемому маршруту (потом успех или неуспех экспедиции будет работать как реклама или антиреклама).

Ребята редко понимают смысл экспедиционной работы, потому что они привыкли учиться в классе при наличии одного учителя, который заранее знает ответы на все их вопросы (или делает вид, что знает). Поэтому начинать подбор группы лучше всего с рассказов о различных экспедициях и демонстраций фильмов о них, с рекламы предстоящего мероприятия. Некоторых ребят стоит поуговаривать отдельно, если учитель понимает, что для них это будет полезно или что они могут стать хорошими помощниками в работе с остальной группой.

При организации экспедиционной группы, особенно если эта работа проводится впервые, есть и свои законы.

Во-первых, нельзя забывать: самая работоспособная группа – 10–15человек. Меньшее количество не позволяет детям чувствовать себя достаточно независимыми и раскрепощенными: с группой отправляются не меньше двух взрослых, и часто у ребят возникает ощущение излишнего постоянного контроля; кроме того, детям бывает трудно в таком маленьком сообществе найти себе мини-группу, а при жизни в экспедиции это просто необходимо. Большее количество ребят, особенно при одновозрастной структуре группы, не позволит старшим с должным вниманием относиться к каждому ребенку.

Во-вторых, количество «проблемных» (с точки зрения классно-урочной работы) и «хороших» учеников должно быть ограничено. Первые в самом начале экспедиции могут попытаться организовать собственные правила работы – по привычке, сложившейся у них на уроках: они будут пробовать взрослых «на зуб», провоцировать их на смену правил. Вторые могут отвлекать на себя излишнее внимание педагога, так как будут стремиться сохранить за собой полученное на уроках лидерство в учебе; кроме того, именно хорошие ученики часто имеют большие проблемы в общении со сверстниками. «Хулиганов-бунтарей» можно взять с собой, но не больше двух человек, чтобы у них появилась потребность в общении с другими ребятами и возможность смены своей традиционной роли. «Книжные» дети в экспедиции скорее всего приживутся, если их будет не больше трех-четырех: они организуют мини-группы гораздо реже, но их внутренние переживания обязательно должны быть услышаны старшими.

В-третьих, если у вас есть такая возможность, группу стоит сделать разновозрастной. Тогда разделение на «умных» и «хулиганов» быстро нивелируется, и каждый получит шанс кому-то помогать или принимать у кого-то помощь, что в экспедиции очень важно.

Как организовать работу детей в экспедиции?

Существуют разные способы организации работы школьников в экспедиции: в парах, в группах или поодиночке. Но об определенных правилах стоит помнить с самого начала.

Если вы встраиваетесь во взрослую экспедицию с группой ребят, не стоит надеяться, что все свободное время детей будет организовано руководителями и участниками экспедиции. Нужно прислушаться к заявкам «работодателей», обсудить с ребятами, в какой форме они лучше всего могут выполнить заказ (работая по одному, в парах или в группах). И подумать, как лучше спланировать оставшееся свободное время.

Каждый день с детьми будет происходить что-то неожиданное – и для них, и для вас, – поэтому лучше сразу определить время, когда они смогут рассказать об этом учителям и друг другу. Такая беседа (по типу коммунарского «круга») может проходить вечером, лучше на свежем воздухе, возможно – у костра. Там же можно планировать и дополнительную работу или правила совместного отдыха.

Внимание! В экспедиции нельзя «заставить детей заниматься», если этого не будут делать взрослые: это не школа. Здесь действует другой, старинный метод образования: через изучение того, что делают взрослые, через копирование (сначала очень робкое, непрофессиональное) их деятельности, через вопросы, которые при этом возникают у ребят, через совместный поиск ответов.

Если в экспедиции взрослые заняты работой целый день и если они уверены, что именно интересная работа и обсуждение с друзьями ее результатов и есть лучший отдых, очень быстро и ваши ученики почувствуют вкус к такой жизни исследователей. Если же взрослые будут думать о том, как бы побыстрее завершить сегодняшний план и отдохнуть, такие же мечты появятся и у ребят.

Приведу один пример из собственной практики. В первой школе я работала вместе с подругой-однокурсницей. Так как мы с ней прошли одну школу экологических экспедиций, для нас было естественным (при такой же работе с детьми – ведь когда-то и мы были самыми младшими в экспедиции) заниматься вместе с ними исследованиями, планировать следующий день, спорить о выбранных методиках, помогать тем, кто не успевает сделать свою работу в срок. Так проходила работа целыми днями, а вечером, у костра, мы говорили о том, что сделано, пели песни, готовились к следующему дню. Как и в обычной экспедиции, те, кто пытался отлынивать от работы, больше других работали на кухне: главное – общий результат. Наши выезды назывались экспедициями, и, по сути, были ими. Часто с нами ездили и друзья-биологи.

Потом я перешла в другую школу и первый раз отправилась в экспедицию с коллегой «не экспедиционной», но прошедшей богатую туристическую школу. Туризм экспедиции не помеха, но в хорошем походе есть каждодневное общее дело: подготовиться к новому переходу или совершить его. Это трудно, но интересно и понятно всем участникам. Экспедиция же, как правило, работает стационарно, на одном месте – иначе трудно провести какое-нибудь исследование. А значит, и время нужно распределять по-другому.

Коллега взяла на себя заботу о хлебе насущном, предоставив мне возможность организации исследовательской деятельности. Казалось, все сделано правильно, и каждый взрослый занимался своим делом. Однако довольно быстро мы поняли, что включить ребят в экологическую работу нам становится труднее с каждым днем. Многие из них предпочитали посидеть на берегу или у костра, а не изучать природу – они копировали мою коллегу.

Только когда она подключилась к исследованию: «Я никогда этим раньше не занималась, но с удовольствием поучусь...», – наши ученики стали работать в полную силу.

Детскую экспедицию можно разнообразить интересными занятиями, которые придумают (для себя!) взрослые. Вы любите рисовать? Возьмите с собой краски и будьте готовы к тому, что рядом с вами окажется кто-то из учеников. Вы любите танцевать? Бегать по утрам? Ваши ученики (не все, но кто-нибудь обязательно) скоро последуют вашему примеру.

Если детям надоело...

Экспедиции – очень своеобразное свободное образовательное пространство. Оно одновременно и очень открытое (туда нельзя заставить поехать, нельзя никому поставить двойку за невыполнение работы или пятерку за интересные результаты) и абсолютно закрытое (из экспедиции нельзя уехать по собственному желанию). Рано или поздно в любой экспедиции возникает напряжение, появляются люди, которым «все надоело», которые хотят домой или куда-нибудь еще. Что же делать? Пожалуй, это самый сложный вопрос, который возникает не только в экспедициях, но и в турпоходах, и в летних оздоровительных лагерях.

Каждый раз кажется, что можно было предотвратить такую ситуацию. Но анализируя различные варианты свободных образовательных пространств, я все больше убеждаюсь: такие «критические моменты» неизбежны в любой свободно-закрытой группе. И есть особые методики, позволяющие разрешить возникающие при этом проблемы и даже использовать их с максимальной для ребенка выгодой. Об этом – в следующем номере.

Рейтинг@Mail.ru