Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Печатникова Людмила

Занимательная наука в каникулы

Опыты, которые не оставят равнодушным ни одного ребенка

В каникулы дети должны отдыхать и развлекаться. Это ясно всем. Но не каждому известно, что лучшее развлечение, к тому же полезное, что редко случается с развлечениями, - это научные изыскания.

Конечно, не всякие, а только увлекательные, в которых используется нехитрый подручный инструментарий, который найдется в любом доме, в лагере, даже туристическом, на даче. Скажете, не станет ребенок в свободное время ставить опыты, вести наблюдения?

Поверьте, наши ученики от природы любознательны и усердны.

Это уже давно проверили на собственном опыте педагоги Центра образования «Технологии обучения», известного под именем i-школа (http://www.home-edu.ru/). Они занимаются дистанционным обучением детей-инвалидов. Учитель сидит у экрана компьютера в своем кабинете, ребенок – на другом краю города, у себя дома. Он свободен. И если учится, то только потому, что ему действительно хочется что-то узнать, сделать, испытать. Этот опыт ненасильственного образования как нельзя лучше применим летом. Хотя бы в качестве педагогического эксперимента. Может, тогда и зимой в школе наука станет хотя бы наполовину такой же увлекательной.

Общие положения

Самое сложное – создать ситуацию, в которой ребята увидят нечто удивительное, по-новому взглянут на давно знакомое. Если это удалось, в детях просыпается стойкий неподдельный интерес. Тут-то и надо предложить им вместо привычных пошагово-алгоритмических учебных заданий точно сформулированные вопросы, кратко описанные эксперименты, проблемные задачи, чтобы юные исследователи испытали радость подлинного научного творчества, совершив собственное открытие, повторив эффектный опыт, сконструировав необычную модель, игрушку, нехитрый прибор.

Важно, чтобы все необходимое для научной работы находилось под рукой. Всего-то и нужно: пластиковые бутылки, пипетки, проволока, пробки, поролон, воздушные шарики, обычные пищевые продукты… Инструменты – ножницы, шило, кисточки, крепежные материалы – клей, скотч, нитки, пластилин. Причем с помощью бутылок и пипеток понимание законов природы приходит иногда быстрее, чем во время школьных занятий. Исследовательской лабораторией может стать ванна, кухня, лесная поляна или песочница.

Конечно, это важно и полезно, когда ребенок занят какой-то научной или технической деятельностью. Она развивает его интеллект, способности, помогает в профессиональной ориентации. Но если мы признаем, что эта деятельность творческая, значит, она должна иметь какой-то выход. Художник пусть выставит свои картины. Юные мастера ракетостроения соберутся во дворе и устроят соревнования на дальность полета, выяснят заодно, от каких характеристик горючего, летательного аппарата она зависит. Биологи проведут экскурсию для всех желающих. Ребята, изучавшие свойства воды, организуют праздник – День воды – для друзей, родителей, педагогов: конкурсы, соревнования, викторины. Дома потом эксперименты с водой будут продолжать и взрослые, и дети. До самой зимы. Ведь детям так необходимо признание их труда, возможность вести диалог на равных, а в некоторых случаях даже и с позиции более опытного человека – наставника.

Биология

Если вы не смогли увезти детей в дальние края, туда, где есть глухие леса, моря и горы, это не повод отказаться от занятий биологией. Отправимся на прогулку недалеко – во двор, на ближайшую лужайку, в соседний парк. И за какие-нибудь два часа мы увидим столько, сколько не видели за всю предыдущую жизнь. Темы никакой особой не нужно: мы знакомимся с Системой жизни!

Стоит ребятам увидеть (впервые в жизни!) многоножек-кивсяков, пахнущих стоматологическим кабинетом, красивых и безобидных, или изумительной окраски малиновую голубянку, и они попадают на крючок!

В нашей флоре есть много видов – ценофобов. Это растения, поселяющиеся на участках с уничтоженным или сильно нарушенным растительным покровом. А в Москве и вообще в человеческих поселениях покров повсеместно нарушен или уничтожен. И ребята привыкли думать, что в городе природа умерла. Вдруг в течение нескольких минут они обнаруживают рядом с домом десятки видов разных трав, деревьев и кустов, некоторые они хорошо запомнят, а другие будут способны впоследствии хотя бы увидеть.

Где бы ни прогуливаться, обязательно увидим и услышим десятки видов птиц. Они здесь живут, с нами, а дети часто и не подозревают, что такое бывает! Им кажется, что, кроме воробьев, голубей и ворон, никто над ними не летает.

В любое время года есть возможность показать народу грибы. А ведь это – узловая группа существ в экосистемах! Без них жизнь останавливается. Но невежественные детишки, если им показать трутовик, кричат: «Паразит!» – и пытаются спасти дерево, отрывая плодовые тела. Тут-то мы их и просвещаем насчет роли каждого участника системы в общем деле.

После такой прогулки если не все, то хотя бы некоторые участники путешествия оказываются уже в совсем другом мире, живом, невероятно многообразном и интересном. У них открываются глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, появляется множество Знакомых и Друзей, на которых не хочется лишний раз наступить!

Такие однодневные экскурсии – главное дело в жизни Георгия Начаркина (телефоны в Москве: (495) 507-17-67, 8-916-438-42-66, почта: na4arkin@mail.ru), он с удовольствием поможет организовать интересную прогулку всем желающим.

В дождливый день, когда не хочется вылезать из дому, или во время долгого путешествия в душном вагоне можно соединить биологию с лингвистикой и поиграть в «биословеса».

Суть игры проста: нужно отгадать названия двух животных. Перед нами два слова, первое из которых «потеряло» окончание, а второе – начало. Эта «потеря» – одинаковые буквы, и их столько, сколько точек в скобках. Например, написано на листочке: ЧАЙ(..)БАН. Нетрудно догадаться, что первое загаданное слово – чайка, а второе – кабан. Легко угадываются слова ЖА(..)РСУК, ЛИ(..)РЫЧ и СО(..)РАН (вставьте, соответственно, ба, са, ва); труднее КАЙ(...)ГУСТ и ГУ (.....) НДА, а слова: ЧЕ(...)НА и ДА(...)УЛ мало кто отгадает без подсказки. Подсказками могут быть фотографии, картинки из учебника или компьютера. (Правильный ответ: вставьте в скобках буквы, соответственно, ман, анако, кан и снова ман.)

Соединить с биологией можно разные традиционные словесные игры: шарады, анаграммы, метаграммы и логогрифы. Можно отгадывать загадки, а еще лучше – придумывать самим.

Биология прекрасно соединяется не только с лингвистикой, но и с искусством фотографии. Фотографировать любят почти все. И всё. Если включить в это «всё» портреты окружающих насекомых (птицу или зверя труднее подстеречь), пауков, пойманных раков и рыб, ящериц и гусениц, цветов и трав, а потом зимой использовать эти фотографии на уроках, то долгий учебный год на миг разорвется теплым воспоминанием о минувшем лете: а всего-то – фотографии детские учитель «пристроил» в шарады, анаграммы, ребусы, компьютерные презентации.

У педагога Надежды Дмитриевой (bio@school.edu.ru) огромный опыт создания и проведения таких «биословесных» занятий. Она готова делиться наработками.

Химия

Все дети любят рисовать. Это увлекательное занятие можно соединить с химическими исследованиями. Нам понадобятся особенные реактивы – летние, вкусные: сок ягод, прошлогоднее варенье. А еще имеющиеся у каждой хозяйки лимонная кислота и пищевая сода (с точки зрения химиков, это типичная щелочь). Плюс обычные кисточки. Не поверите, но вся эта бакалея поможет исследовать особенности изменения окраски кислотно-основных индикаторов. Мы будем смешивать сок черной смородины, вишни, ежевики, черники с кислой или щелочной средой, наблюдать, как меняется цвет раствора, рисовать картины собственноручно созданными красками. Здесь нам как раз и пригодятся результаты опытов, наблюдений. Творческое применение знаний для создания рисунка, передачи своего ощущения окружающего мира позволит ребенку не только раскрыть творческий потенциал, но и по-новому взглянуть на окружающий его мир веществ.

Если нужны подробности, обращайтесь в ЦО «Технологии обучения» к Галине Парьевой.

Физика

Педагоги клубов «Маленькие находчивые», международной программы приобщения детей к науке (http://heureka.scientific-clubs.org/) умеют совершать удивительные вещи, например, проткнуть огромный воздушный шар иголкой так, что он не лопнет, склеить из пакетов для мусора летательный аппарат. Но главное – они могут научить каждого делать то же самое, могут помочь пытливым юношам и девушкам любого возраста понять, почему все так интересно устроено в мире.

Вот очень простой опыт. Отрежьте от большой пластиковой бутылки горлышко, чтобы получилась воронка. Положите в эту воронку какой-нибудь легкий шарик (от пинг-понга, например) и спросите заинтересованных зрителей: что будет с шариком, если дунуть в горлышко изо всех сил? Наверняка большая часть публики закричит, что шарик вылетит из воронки. Самые дотошные начнут спорить, как и куда он полетит. Предложите проверить возникшие гипотезы опытным путем – пусть кто-нибудь дунет. Каково же будет удивление ребят, когда окажется, что выдуть легкий шарик из воронки не удастся. Он будет бегать по стенкам. Самое время выяснить, почему так происходит. Если найдется умный человек, знающий, кто такой Даниил Бернулли, народ узнает много интересного о сквозняках, водоворотах, о законах движения жидкостей и газов.

Возьмите другую бутылку, целую, сполосните холодной водой и поставьте на солнышко, прикрыв горлышко монетой. Скоро монетка начнет подпрыгивать, как живая. Что происходит? Принимаются любые гипотезы.

Мыльные пузыри также способствуют изучению физики. Только нужно не просто любоваться радужными переливами, а поставить соревновательную задачу: кто сумеет выдуть самый большой мыльный пузырь. Или самый прочный. Честолюбивое стремление к победе поможет ребятам выявить факторы, влияющие на величину пузыря, опытным путем открыть идеальный рецепт мыльного раствора, возможно, и технологию процесса понять. «Маленькие находчивые» сумели сделать такой пузырь, которым можно играть, как мячом. Правда, в шерстяных перчатках. Сможете ли вы повторить достижение?

Физика поможет подшутить над несведущим соседом. Главный атрибут – все та же пластиковая бутылка. Сделайте на стенках бутылки в нескольких местах небольшие отверстия, пониже, возле дна. Теперь наполните бутылку водой и закройте крышкой. При завинченной крышке вода вытекать не будет. Но стоит кому-нибудь открыть бутылку – из нее ударит настоящий фонтанчик. Если ребята захотят понять, почему так происходит, предложите им почитать про поверхностное натяжение жидкостей.

И напоследок – космос. Запуск ракет на поляне. Топливо – витамины или аспирин в таблетках, которые шипят, растворяясь в воде. Камера сгорания – пластиковый футляр (от фотопленки или киндер-сюрприза) с плотной крышкой. Корпус – бумажный цилиндр, в 2 раза длиннее футляра, с приклеенными стабилизаторами и носовым конусом. Взлетная площадка – блюдце. Кладем в «камеру сгорания» полтаблетки горючего, заливаем водой примерно на треть, быстро закрываем крышкой и вставляем в корпус ракеты. Ставим на блюдце. Через несколько секунд крышку футляра с грохотом сорвет, и ракета взлетит в небо. Осталось разобраться в сути реактивного движения и вывести формулу горючего максимальной мощности.

Возможно, именно в каникулы, на свободе, наши дети приобщатся к настоящей увлекательной науке.

Рейтинг@Mail.ru