Вторая тетрадь
Школьное дело
Итоговая аттестация – 2007
Первые впечатления учителей, учеников и родителей
Идут экзамены!
Хотя ключевое слово нынешней итоговой аттестации выпускников – «единый», налицо небывалый разнобой событий, дел и мнений, стоит только поговорить с учителями и детьми «по горячим следам».
Да, ЕГЭ ругают. Но что удивительно: как ни возмущаются педагоги, а обязательно ввернут в разговор эту фразу: «А результаты у нас неплохие».
Наверное, мы так воспитаны: крупный план, сводная ведомость всегда значительнее тысячи маленьких трагедий отдельных людей. «Ведь сдали же!» – И незачем вроде говорить о цене вопроса.
Однако не помешает спуститься с небес на землю и хотя бы попытаться обследовать реальную ситуацию – на местах, во множестве частных случаев,
в комплексе всевозможных влияний. Без обсуждения этих вопросов мы вряд ли дождемся появления корректных, сбалансированных экзаменационных материалов.
Изгнание старых идолов
Передовые области и края – те, что уже по пятому году участвуют в эксперименте по ЕГЭ – успели отойти или прямо сейчас отходят от сочинения как обязательной формы итоговой аттестации. В самом деле, нагрузка на учителя при подготовке учеников к сочинению колоссальная, создание собственного шестистраничного текста требует от ученика мобилизации всех сил, пусть даже он записывает выученное или редактирует заготовленную шпаргалку. И потом: учителям все это надо прочесть, и не по разу, обсудить с комиссией, что-то отрецензировать. Все эти ритуалы отодвигаются в прошлое. Есть объективные оценки по результатам тестовых экзаменов по русскому и литературе – и достаточно.
В Псковской области, например, сочинения не пишут уже четвертый год, и учителя очень этому рады: «Все стало гораздо проще. Бывает, ученик ни разу за 10 лет на четверку по русскому не вытягивал, а на ЕГЭ ее получает. И для учителей лучше: никаких нравственных издержек».
А во Владимирской, где все еще пишут и ученики выбирают именно сочинение, учителя сожалеют: «С сочинением уйдет из школьной жизни много хорошего. Взять хотя бы наши обсуждения при проверке работ: мы продуктивно общаемся, учимся друг у друга, ведь опыт каждого из нас в детской работе проявляется наглядно».
Но что делать, если приказано переходить в новую веру!
«Я к Вам эсэмэшу!»
По нашим опросам, новый экзаменационный ритуал выглядит не в пример хуже старого.
День первого государственного экзамена, 29 мая, учителя провели примерно так. Дети уехали в пункт приема, учитель же сосредоточился вокруг разложенных на столе справочников и словарей. В руке телефон: в быстром темпе надо набирать ответы на поступающие от экзаменующихся вопросы: «о» или «а», «ъ» или «ь», где поставить запятую (ударение, тире), что такое счастье, «я не вижу 8-е задание» и даже «я ничего не помню».
Со стороны посмотреть – странный какой-то учитель. Ведь, принимай экзамен он сам, ничего подобного бы не допустил. Но отлученный от процесса, он ведет себя как ребенок – именно в такую позицию его ставит новая форма контроля: оценку на ЕГЭ получает и он! Буквально через неделю школы начнут щеголять друг перед другом своими «многобалльниками»! Поэтому так естественно – объединиться с детьми перед безликой и непредсказуемой системой проверки.
Аудиторий, в которых распорядитель сумел добиться гробовой тишины, по стране найдется немного. Как правило, у дежурных можно спрашивать и получать ответ, можно обращаться друг к другу и даже звонить по мобильному.
Откуда такая лояльность? Да ведь распорядители в открытую несут листы с ответами – медалистам и другим особо выделенным экзаменующимся персонам!
У нас так исстари ведется: все решают связи, а не личные достоинства. Тем более – закон.
«Частично сделано»
Такая формулировка применяется в процедуре оценки заданий ЕГЭ, но она вполне применима к качеству самого экзамена.
Учителя говорят: «Пока ЕГЭ в экспериментальном режиме, его сдавать выгодно самым слабым и самым лучшим. Они и сдают. Первым, как бы ни сдали, все равно тройку в аттестат поставят, а вторые вкладывают в подготовку все силы, надеясь одним ударом убить двух зайцев. Но когда такой экзамен станет обязательным и единственным для всех, вынести его в таком виде, в каком он есть сейчас, будет невозможно. Всех не натаскаешь!»
Во-первых, он очень сложный, во многом – внепрограммный, и без репетитора и дополнительных занятий к нему не подготовиться. Учителям же повсеместно отказывают в оплате часов на подготовку к ЕГЭ, тем более индивидуальную. Поэтому практики ставят в пример ЕГЭ по обществознанию, который не зазубренных заоблачных знаний требует, а общего развития, внимания и здравого смысла.
Во-вторых, считают многие педагоги, экзамен следует дифференцировать: уровни базового и профильного изучения предмета должны находить отражение не в оценках «3» или «5» за единую для всех работу, а в разных комплектах заданий, предусматривающих право ученика на пятерку и при базовом уровне изучения предмета. Или разная система шкалирования общего теста. Только в таком случае, считают учителя, можно согласиться с обязательной для всех математикой.
Пока ситуация, по нашим опросам, такова: если на ЕГЭ по русскому добровольно записываются примерно полкласса, то на математику – два-три человека. Очень трудно!
История о том, как весь физматкласс во главе с учителем три часа решали одну задачку из части С, да так и не решили, не вымысел, а типичный случай.
На смену идут другие
Пока старшие экзаменующиеся школьники суетятся, ищут в интернете свои результаты, переживают (ученики из некоторых регионов, Красноярского края, например, и на восьмой день после ЕГЭ сведений о себе не смогли найти), младшие мотают на ус.
В этом году в некоторых регионах прошла обкатка «малого» ЕГЭ в девятых и «малюсенького» – в начальной школе. Мы поспрашивали, узнали, что стиль проведения – родной, традиционный: внезапно и очень сложно. В апреле решили – в мае сдали. Взяли из «большого» ЕГЭ задания попроще и предложили малышам. Например, по русскому: «Найди группу, в которой все слова имеют проверяемую безударную гласную в корне». Это сколько аналитических процедур должно провернуться в голове, которая, как учит возрастная психология, еще не готова к системному мышлению? Но – ни отказаться, ни пренебречь. Только подстраиваться, ведь новейшая история экзаменов учит: в лучшем положении оказывается тот, кто присоединился к новшеству сразу, не размышляя.
Почему-то более адекватный и уже имеющийся на местах опыт мониторинга знаний учеников младших и средних классов, например, компактный единый тест по всем предметам или разнопредметная работа с данными одного текста, в расчет не берется.
…Реальность вообще мало кого интересует. К сожалению.