Вторая тетрадь
Школьное дело
И снова о шкале баллов
Принципы оценивания на ЕГЭ по-прежнему не понятны большинству выпускников
Оказавшись в ситуации непредсказуемости, когда неизвестно, что пришлют, и непонятно, как оценят, а помощи ждать не от кого, школьники пытаются разобраться в происходящем сами. Это трудно: учителя запугивают одним, репетиторы настаивают на другом, а родители лишь руками разводят: решай сам. Но как, если невнятен даже ЕГЭ-интернет?
И дети обращаются в газету:
«Мне тут попалась очень интересная информация по поводу ЕГЭ с официального сайта, – пишет нам одиннадцатиклассник из Кемеровской области. – Таблица называется «Распределение заданий экзаменационной работы по физике по частям». По каждой части указывается число заданий, максимальный первичный балл и процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу. Так вот, число заданий в третьей части – 6, максимальный первичный балл – 18, а процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу – 52:35. Получается, что повышенный уровень С обязателен? Но у нас, например, некоторые задачи части С сами учителя решить не могут. А в вуз приносят в основном 35–45 баллов. Какой же смысл в такой системе разбалловки?
Мы связались с Федеральным институтом педагогических измерений, и Алексей Нурминский, один из разработчиков ЕГЭ по физике, ответил нам:
– При выставлении отметок используются две шкалы: шкала первичных баллов (максимальный балл – 52) и шкала тестовых баллов (максимальный балл – 100). Приводим шкалу первичных баллов, которая использовалась в 2006 году.
Отметка «2» ставилась тем, кто набрал от 0 до 9 «первичных» баллов, отметка «3» – в интервале 10–19 баллов, отметка «4» – в интервале 20–33, «5» – 34–52 «первичных» балла.
Видно, что можно было получить отметку «5», не приступая к заданиям части С. Другое дело – очень трудно не допустить ни одной ошибки в первых 34 заданиях частей А и В.
Значит, для отметки «5» необходимо выполнение заданий части С. Однако не следует считать, что выполнение задания С может быть оценено только в ноль или три балла. Поняв задачу и приступив к ее решению, уже можно получить один «первичный» балл. Как правило, минимум две задачи из шести под силу выполнить среднему отличнику. Конечно, в третьей части варианта есть такие задачи, которые вызывают затруднение и у учителей. Это задания высокого уровня сложности, они призваны разделить по уровню подготовки именно отличников. Причем отличников из разных школ, имеющих разную глубину подготовки. Из 90 тысяч выпускников, сдавших ЕГЭ по физике в 2006 году, лишь 25% получили баллы, лежащие в интервале 35–45 тестовых баллов. Менее 20% получили тестовые баллы ниже 35. Около 2,3% получили тестовые баллы от 80 до 90 и около 0,7% – больше 90 тестовых баллов. Как видно, в разные вузы приносят разные баллы.
…Казалось бы, ситуация прояснилась, и мы убедились, что диапазон оценок на ЕГЭ по физике достаточно широк, что принятая в ФИПИ разбалловка имеет целью более тонкую дифференциацию уровней знаний выпускников. Однако непонятно, почему экзамен за курс общеобразовательной школы устроен, как олимпиада? И какой смысл принижать учителя заданиями, с которыми он заведомо не справится?