Вторая тетрадь
Школьное дело
ТРЕВОГИ БУДУЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА
Переход в среднюю школу
Сделать его минимально травматичным для пятиклассников – в этом цель эксперимента, который проводится в нескольких московских школах
Переход ребенка из начальной школы в среднюю порождает целый комплекс объективных и субъективных проблем.
И четвероклассники, и их родители волнуются сейчас чуть ли не больше, чем перед поступлением в школу. Классные руководители будущих пятых тоже готовятся к непростой кропотливой работе. Можно ли сделать этот период менее травматичным для детей,
не только переходящих в совершенно другой режим школьной жизни, но и обретающих другой возрастной статус – младших подростков?
Эксперимент
В жизни ребенка, переходящего из начальной школы в среднюю происходит множество событий: он должен освоить новое пространство, перейдя от уюта и защищенности своей родной классной комнаты к необходимости перемещаться из одного кабинета в другой. Если с самого первого дня в школе ребенок привыкал к одной учительнице, ее тону, темпу, требованиям, то теперь на каждом следующем уроке придется иметь дело с новым взрослым.
Как показывают исследования, да и просто наблюдения любого педагога, имевшего дело с этим возрастом, десятилетние дети оказываются совершенно не готовыми к подобным испытаниям. В пятом классе резко снижается успеваемость (что, кстати, служит поводом для вечных взаимных упреков учителей начальной и средней школы), у детей вырастает уровень тревожности, проявляются прочие признаки школьной дезадаптации.
Эти проявления наблюдали многие поколения педагогов, недаром начальную школу постоянно пытались реформировать: менялась ее продолжительность, менялся возраст поступления в школу, пробовали предметный подход с первого класса, объединяли детский сад с начальной школой...
В ряду этих попыток стоит и эксперимент, проводящийся уже два года в нескольких школах Москвы. Целью эксперимента заявлено комфортное вхождение ребенка в среднюю школу. Суть идеи заключается в том, чтобы классный руководитель, к которому дети привыкли, шел с ними в пятый класс.
Решение несложное, но только на первый взгляд. Промежуточные результаты эксперимента показали, что такое нововведение действительно эффективно решает многие проблемы, но в то же время создает множество организационных трудностей.
Школа № 792, одна из тех, что взялись за осуществление этой идеи, имела дополнительное преимущество: у них в начальной школе и раньше было преподавание по предметам. Эксперимент начался с опроса родителей, учеников и учителей четвертых классов: кто хотел бы продолжить совместную работу в пятом классе? Выбрали тот, где «да» сказали практически все участники.
При выборе учительницы для эксперимента учитывалось и наличие у нее психологического образования.
Ольга Николаевна Резникова, проработав год в новом качестве, говорит, что главными ее задачами стали опека, поддержка и посредничество между пятиклассниками и учителями средней школы, новой образовательной средой.
Результаты
Медико-психолого-логопедическая служба школы взяла на себя диагностику и отслеживание результатов эксперимента. Первый же экспериментальный год показал, что идея себя оправдывает: успеваемость практически не снизилась, дети не испытывали обычной для этой параллели тревожности, неуверенности, социальной потерянности.
Психологи отметили, что отсутствие тревожности позволяет ребятам взрослеть быстрее, чем их сверстникам из контрольного класса. Таким образом, выявился еще один негативный эффект, который порождает обычный для пятого класса стресс.
Резкое ухудшение поведения, капризы, вызывающие выходки – одним словом, все «прелести» младшего подросткового возраста, на которые жалуются учителя, – результат повышенной тревожности. И этого вполне можно избежать, если детей в новой ситуации сопровождает знакомый, привычный человек, к которому можно обратиться с вопросами, просьбами и проблемами.
В ходе эксперимента неожиданно проявился еще один положительный эффект. Всем известно, что в любой школе существует негласное, но вполне ощутимое разделение педагогов на тех, что работают в начальных классах, и всех остальных.
Это, конечно, не соперничество, не противопоставление, но учителя начальной школы всегда стоят особняком. У них свое методобъединение, свое профессиональное общение, они реже заходят в учительскую, а уж когда начинаются претензии по поводу поведения и недостаточных знаний пятиклассников, то и до взаимных упреков недалеко. А эксперимент сгладил эти противоречия. Классный руководитель, знающий своих подопечных, очень часто подсказывает предметнику подход именно к этому ребенку, и проблема разрешается.
Кроме того, поскольку эксперимент стал заботой всей школы, то фокус внимания учителей как-то естественно переместился на ребенка. Учитель географии или математики, вместо того чтобы устало комментировать, как плохо читают-считают его новые ученики, стремится подхватить и развить все, что делает его коллега – классный руководитель. Тем более что тот еще и ведет один из предметов в пятом классе. В школе объединяющим элементом стали сквозные предметные кафедры, включающие всех учителей этой дисциплины – с первого по одиннадцатый класс.
Трудности
Эксперимент на то и эксперимент, чтобы выявить как положительные результаты, так и возможные проблемы. Педагоги школы понимают, что их опыт станет учебным пособием для тех, кто последует за ними. Поэтому, не скрывая, говорят о трудностях, возникающих при переходе учителя начальной школы в среднюю.
Поскольку классному руководителю нужны еще и часы, ему придется доучиваться и получать свидетельство, дающее право преподавать один из предметов в пятых классах. Можно, конечно, предложить учителю из средней школы брать первоклассников и вести их до выпуска. Но в этом случае придется осваивать возрастные особенности малышей и методику преподавания в начальных классах.
Еще одно обязательное направление повышения квалификации – возрастная психология младших подростков. Ольга Николаевна отмечает, что учителю, привыкшему работать с младшими школьниками, непременно придется перестраиваться: в десять-одиннадцать лет у детей существенно меняются взаимоотношения в классе, интересы, отношение к учебе, взрослым, к себе самому.
Любая инновация в школе, если, конечно, проводить ее с умом, требует тщательного мониторинга. То есть те, кто захочет повторить этот эксперимент, должны будут самым активным образом задействовать школьных психологов.
Людмила Владимировна Дунькина, заместитель директора по медико-психолого-логопедической службе 792-й школы, утверждает, что, включившись в эксперимент, психологическая служба «наконец-то окажется на своем месте и будет выполнять присущие ей функции».
Система профессионального общения и внутришкольного контроля тоже потребует модернизации. В 792-й школе, например, в экспериментальной параллели каждые пять недель проводят срезы знаний и общее обсуждение результатов всеми учителями, работающими в классе. Организована система открытых уроков для коллег и родителей.
Эта схема, конечно, не универсальна. Каждая школа, воплощающая идею комфортного перехода в пятый класс, изобретает свои средства и методы. Но определенный опыт уже накоплен, и школа готова поделиться им с коллегами.
За консультациями можно обращаться по телефону: (495) 306-47-37.