Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Мизулин Сергей

По тропе Фрименов

На природе

В лагере «Кентавр» используется идея приключенческой площадки, которая может быть оборудована в разных местах лагеря или даже в лесу рядом с лагерем, как, например, во время игры-приключения «Тропа Фрименов». Ее обычно проводят на второй-третий день организационного периода смены.

С помощью «Тропы» участники программы, во-первых, погружаются в игровой контекст лагеря; во-вторых, знакомятся с особенностями центра «Фрименов», ценностями и традициями игровой группы; в-третьих, пробуют свои силы в деловом взаимодействии и, в-четвертых, получают яркие эмоциональные переживания. Важно и то, что в процессе командной игры на «Тропе» педагог может оценить лидерские качества ребят.

«Тропа Фрименов» представляет собой маршрутную игру-путешествие, по ходу которой участникам необходимо преодолеть серию препятствий, выполнить определенные задания, причем пройти тропу в одиночку невозможно.

Перед началом дела педагоги предлагают ребятам некое легендарное обоснование предстоящего путешествия, объясняют основные правила, намечают возможные варианты результатов. С помощью педагогических приемов (тематические стихи, песни, тон разговора) создается определенная атмосфера предстоящего действа, настроение таинственности и серьезности. Именно благодаря этому обычная деревянная лавка, стоящая на асфальтовой дороге, становится для старшеклассников тонким мостиком, перекинутым через бездонную пропасть, а переправа по ней – незабываемым приключением.

Потом, уже на тропе, каждое упражнение делится на три этапа:

• объяснение правил испытания, их обсуждение, определение временных границ, подготовка к выполнению;

• прохождение испытания;

• анализ произошедших событий, эмоций, которые испытывали участники; акцентирование внимания на новом опыте.

На протяжении всего приключения педагоги следят за физическим и психологическим состоянием участников. Прохождение «Тропы Фрименов» предполагает большие затраты как физических, так и психических сил. Для многих участников «Тропа» становится стрессовой ситуацией – тут важно увидеть проблему вовремя и решить ее немедленно. Именно поэтому приключение разбито на несколько этапов и внутри него границы игрового и неигрового пространства четко определены. Это помогает педагогу обеспечивать максимальную психологическую безопасность участников.

Когда пройдены все этапы «Тропы», происходит эмоциональный финал дела, где участникам дается возможность сбросить накопившиеся эмоции, поделиться друг с другом своими переживаниями.

Правильно организованное приключение – это своего рода безопасное социальное пространство, где подросток может без риска для здоровья (как психологического, так и физического) попробовать свои силы, испытать себя и удовлетворить свою потребность в новых, ярких, острых эмоциональных переживаниях, недоступных ему в рамках обыденности. Игровой контекст приключения, с одной стороны, придает ему некоторую несерьезность, нереальность происходящего, с другой – позволяет более глубоко погрузиться в таинственный мир опасностей и романтики. И задача педагога – помочь подростку прочувствовать всю остроту ощущений, связанных с преодолением «непреодолимого», и вынести из приключения максимальную пользу.

В городе

Опыт создания приключенческой площадки можно использовать и в городском лагере. В крайнем случае, например в дождь, тропу приключений возможно оборудовать в спортивном зале, но лучше, конечно, проводить игру на улице. Для этой цели вполне подойдет школьный стадион: площадки для разных заданий можно выстроить по кругу, так, чтобы группы участников не мешали друг другу. Но на стадионе, к сожалению, ребята сразу увидят все предстоящие им испытания. На «Тропе Фрименов» площадки расположены так, что ребята, преодолевая одно препятствие, не видят следующего. Это усиливает интригу и привлекательность игры. Если у вас есть возможность оборудовать «Тропу» в ближайшем лесу или лесопарке, воспользуйтесь лучше ею.

Одним из заданий может стать лабиринт, нарисованный на земле. Его должен пройти участник с завязанными глазами. Он, не переспрашивая, двигается, выполняя команды группы, причем каждый может произнести только одно слово за один раз. Так как условия довольно сложные и требуют согласованных действий, перед каждым этапом нужно непременно давать команде время на выработку стратегии.

Еще один тип заданий, не требующий сложного оборудования, – веревочные препятствия. Например, «веревочная паутина»: подобие сети с восемью–двенадцатью очень крупными ячейками-квадратами. Нижний ее край натягивается на уровне колен, верхний – на уровне подбородка. Задание состоит в том, чтобы команда, не задевая веревок, пролезла сквозь ячейки. Сквозь каждую может пройти только один человек, это легко только в нижнем ряду, а вот потом команде придется изобретать способ пролезания через верхние квадраты с помощью всей группы.

Еще более простой (в смысле организации) вариант задания – преодоление тем же способом веревки, натянутой на уровне груди. Или «пещера дракона» – пролезание в один веревочный квадрат всей команды по очереди. В этом случае вам легко будет варьировать сложность задания, меняя высоту расположения и размеры «пещеры».

Рейтинг@Mail.ru