Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Мизулин Сергей

Воспитание приключением

Какие возможности оно открывает для детей

Учебный год закончен, но школа еще долго не опустеет: помимо экзаменов здесь будет организован городской летний лагерь. Учителя, которым выпала в этом году хлопотная работа вожатого, уже готовятся к новым обязанностям: покупают сборники игр, ищут в интернете сайты о летней педагогике. И приходят к неутешительному выводу: вожатый – это самостоятельная профессия, и работать с отрядом – совсем не то же самое, что объяснять классу новый материал. Ведь лето, каникулы – самое чудесное время, когда ребенок набирается опыта и впечатлений. Тем, кто собирается не просто «пасти» детей положенное время, а хочет устроить им полноценную, увлекательную, по-настоящему летнюю жизнь, пригодится опыт педагогов известного лагеря «Кентавр».

За рамками обыденности

В последнее время среди подростков стали необычайно популярны всевозможные игры, состязания, связанные с экстремальными переживаниями, например, пейнтбол, картинг, большие ролевые игры (так называемые «военные маневры», где сражаются большие группы, инсценируется взятие крепости, – одним словом, довольно масштабные действа). Появляются и новые игры – городские путешествия, в которых игроки как можно быстрее должны преодолеть определенное количество контрольных точек, разбросанных по всему городу, собрать некий код и получить выигрыш.

Эта тенденция особенно заметна среди городских подростков. С чем это связано? В современном урбанистическом обществе человек настолько окружен комфортом и всевозможными благами цивилизации, что утрачивается некоторый азарт, острота эмоциональных переживаний. Режим дня современного подростка строго определен и полностью исключает из жизни молодого человека какие бы то ни было яркие события. Вот и появляется у тинейджеров потребность в новых, острых переживаниях, в том, что мы называем приключением.

Приключение – это игра, способная увести подростка за рамки обыденности.

И хороший педагог вполне может использовать этот феномен. Во-первых, приключение связано с преодолением (страхов, неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), значит, позволяет нам работать с развитием волевой сферы подростка. Во-вторых, приключение, как правило, предполагает работу в команде и активное взаимодействие участников, то есть дает возможность тренировки навыков общения. В-третьих, приключение подразумевает острые эмоциональные переживания участников и открывает возможность работы с навыками саморегуляции.

Но как организовать приключение?

Правила игры

Педагогу вполне по силам организовать приключение таким образом, чтобы подросток получил социальный опыт. Для этого нужно соблюдать определенные правила, четкие границы и принципы.

Итак, правила приключения. Приключение – это априори игра. Любая игра имеет правила, ведь только правила, некоторые ограничения, дают возможность поставить цель и соответственно достичь ее. Правила позволяют контролировать игру, удерживают ее от превращения в хаотичное и бесцельное времяпровождение.

У приключения должны быть четко обозначенные границы. Во-первых – ограничение по времени, во-вторых, по территории. Выход за границы, определенные заранее приключением, невозможен. Стихийные приключения, такие как, например, «хоббитские игры», границ организованно не устанавливают, оставляя это право за участниками. Как правило, очень небольшое количество подростков могут самостоятельно установить для себя четкие границы: «вот тут я играю в эльфов, меня зовут Леголас, и я пытаюсь спасти Средиземье, а тут я учусь в одиннадцатом классе средней школы, и меня зовут Ваня». Отсюда и большое количество так называемых «заигравшихся», для которых границы между приключением как выходом за рамки обыденности и самой обыденностью стерлись.

Обозначение границ напрямую связано с принципом безопасности. Эмоциональные переживания подростка, связанные с преодолением, необходимостью активных действий в нестандартной, новой для него ситуации, могут оказаться слишком сильными. И может случиться так, что подросток будет не в силах самостоятельно с ними справиться. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции, испытанные в процессе приключения, не нанесли психологической травмы, помогать подростку анализировать его переживания. Не нужно забывать и о том, что приключение происходит в экстремальной ситуации, то есть существует риск для физического здоровья. В правильно организованном приключении эта форма риска должна быть лишь видимостью. Одна из важнейших задач педагога – максимально сократить возможность получения травм.

Для того чтобы обеспечить безопасность, нужно при выборе уровня сложности приключения обязательно учитывать возможности участников. Другими словами, трудности должны быть преодолимы. Здесь важно выдержать баланс между «очень просто» и «невозможно!», так как в контексте приключения это синонимы слова «неинтересно». Приключение должно захватывать и вызывать у подростка желание идти дальше, не останавливаться.

В этом случае оно образует у подростка сильные эмоциональные связи между ним и происходящими событиями. Например, приключение на тему пиратов (актуальное и притягательное благодаря фильму «Пираты Карибского моря») будет образовывать четкие связи с образами героев, подростки будут подсознательно идентифицировать себя с ними.

Вообще для оболочки приключения необходимо выбирать знакомые всем темы, вызывающие у подростков наиболее яркие визуальные образы. Например, приключение, посвященное жизни и быту оленеводов с Крайнего Севера, вызовет меньше интереса, чем игра, посвященная великой охоте воинственных индейцев Северной Америки.

Рейтинг@Mail.ru