Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

УКЛАД ШКОЛЫ


Может пригодиться

Существует несколько видов нарративного интервью, позволяющих по-разному организовать «разговор друг про друга».

Полуструктурированное интервью – интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих интерес для педагога, а также с выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, вопросы не нарушали бы общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения.

Биографическое интервью – разновидность полуструктурированного, здесь тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов рассказчика: «Детство», «Юность», «Учеба»… Ведущий только направляет разговор на определенную тему и умело подводит рассказчика к следующему блоку, когда, по его мнению, разговор о данном периоде жизни исчерпан.

Лейтмотивное интервью ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизни рассказчика на протяжении его биографического пути. Например, нас интересует отношение ребенка к образованию, и в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем фиксировать внимание именно на этой теме и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений позиции рассказчика.

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы ведущего направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса.

Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений слушатель–рассказчик. Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в последнем случае и слушатель, и рассказчик занимают одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога они обмениваются своими взглядами по темам, представляющим для них интерес. Противоположная точка зрения собеседника может заставить рассказчика уточнить свою позицию или изменить ее.

При использовании метода неоконченных предложений педагог заранее составляет начало нескольких предложений по темам, которые он хотел бы обсудить с ребятами. Дети письменно или устно завершают предложенные фразы, что дает представление о существующих в группе позициях. Полученный материал может стать темой общего разговора, поводом выпустить газету, поставить спектакль.

Рейтинг@Mail.ru