Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПАРАДОКСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Рогожанская Элла

...Пока их еще волнуют свои мысли, чужие биографии и стихи

Кто-то из учителей любит работать в старших классах и, если дают «малышню», не на шутку обижается, кто-то заявляет, что дальше начальной школы ни ногой, а по мне, лучший возраст – пятый-шестой классы.

…Геля отличница, она плачет, если я неаккуратно нарисовала в ее тетради пятерку. И вообще она всегда огорчается, если я что-то делаю не по форме: «Вы Мурашова зря отпустили, он врет, что у него живот болит. Надо было сначала в медпункт послать». С ее точки зрения, я напрасно балую Соловьева четверками, ведь он «ничего не учит».

А Соловьев пришел двоечником, но оказался графоманом и пишет по три страницы за десять минут: в каждом слове две ошибки, да и понять ничего нельзя, но поди ж ты, строчит с удовольствием. Я ставлю его в пример, чем снова нарушаю сложившуюся иерархию. Никогда ни для кого и ни в чем этот чудной Соловьев не был примером. Глаза горят не только у Соловьева и Гели – всем открыта дорога дерзать. Галкин принес «стихи собственного сочинения»: «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», а Дима Мазин – два рюкзака разношерстных книг, чтобы он мог «определиться с внеклассным чтением». В общем, ожили, загоношились. Все хотят «вопрос задать» или «отнять минуточку». Да, пожалуйста, ерунда всякая, чистосердечная болтовня, от которой, однако, теплеет на душе и ты стараешься быть на высоте. Они – тоже: «Спросите меня!» Их волнуют «свои мысли», истории из учебника и из жизни, биографии и стихи. С ними очень интересно.

И так идет класса до седьмого-восьмого, где точки над «i» расставляются окончательно: этот не тянет, эта на медаль пойдет, а в целом класс неперспективный, и нечего с ним возиться. Даже если, наоборот, перспективный и пойдет по углубленной программе, итог один: никаких больше не будет лирических «минуточек», сценарий расписан до секунды. А ролей в принципе всего две: «достали уже со своей школой» и «дайте нам прочные знания». И та и другая – на любителя учить «вмертвую», руководствуясь только словом «надо!».

Соловьева и Гелю разведут по разным классам – определят, обозначат – и прощай развитие! Теперь он начнет грубеть-матереть, а она – набирать очки. И какая разница, в сильном классе работать или в слабом, – им всем мешает человечность, и они против «своих мыслей», биографий и стихов.

Рейтинг@Mail.ru