Вторая тетрадь
Школьное дело
ПАРАДОКСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Оценки за взрослость
Исследования показывают: чем меньше в ученике личностных черт, тем более взрослым считают его учителя
Как рано мы начинаем напоминать ребенку: «Ты же большая девочка!» или «Взрослый уже парень!» – причем в ситуациях, когда хотим настоять на своем, добиться желаемого поведения. Эксплуатируем детское представление
о том, что «большой», «взрослый» – это правильный, образцовый. Мы как бы приглашаем детей во взрослый мир –
но при соблюдении некоторых условий. И обманываем их. Потому что соблюдение этих условий как раз взрослению и препятствует.
Чем больше мы склоняем детей к подчинению чужой воле, исполнению чужих планов, тем меньше оставляем им шансов
для личностного развития. А ведь, наверное, понимаем,
что взросление – это прежде всего личностный рост. Чем больше в человеке личностного начала, тем шире его кругозор, тем он ответственнее, свободнее, самостоятельнее.
Увы, мы не часто об этом задумываемся. Видимо, поэтому наши дети только растут, растут. И не взрослеют.
Неплохая идея
Обследовать школьников по тесту зрелости в мои планы не входило. Это была идея управления образования: посмотреть, будут ли ответы подростков отличаться от ответов студентов и взрослых, есть ли динамика, какова она. Была дана команда директорам двух школ, и исследование началось.
Школы стоят рядом. Первая обычная, с молодым энергичным директором. Вторая – элитная гимназия. При поступлении сюда дети проходят конкурсное тестирование: программа обучения здесь более сложная, и если у ребенка по итогам года всего лишь две тройки, родителям предлагают задуматься о том, правильно ли они выбрали школу. Знаменита гимназия и тем, что здесь работают освобожденные классные руководители, классные дамы.
Директор обычной школы обрадовался исследованию – у него всего-то полставки психолога. А в гимназии, где три психолога имеют ставку, радушия не проявили: и без вас все исследовано. Однако приказ есть приказ.
Кто взрослее?
Тест состоит из ряда утверждений, положительные или отрицательные ответы на которые отражают определенный уровень зрелости респондентов. Уровней пять: «малыш», «дошкольник», «подросток», «юноша», «взрослый». Каждый человек несет в себе личностные черты, соответствующие всем обозначенным уровням зрелости, но в разных пропорциях.
Мы обследовали шестиклассников и десятиклассников. Как ни удивительно, шестиклассники чаще, чем десятиклассники, выбирают положительные ответы на утверждения, относящиеся к уровню зрелости «взрослый», реже – к уровню зрелости «подросток» и «дошкольник». Они ценят свободу самовыражения, чувство личной ответственности, независимость, дружбу, имеют сочувственное отношение к природе. У них выше, чем у десятиклассников, мировоззренческая активность, зато ниже исполнительность.
Десятиклассники же чаще проявляют прагматизм, меркантильные интересы, делят людей на чужих и своих, стремятся к успешности любой ценой – по уровню зрелости это качества «подростков».
Интересно, что учителя, для которых я проводила анкету, утверждают обратное: шестиклассники – народ незрелый, а вот с десятиклассниками иметь дело проще. Видимо, в представлении учителей развитие личности происходит в направлении уменьшения детских черт характера, и они не видят или не хотят видеть то, о чем говорят ответы старшеклассников: неуверенность в себе, отсутствие ясных целей, тревожность, слабая саморегуляция. Эти неизжитые качества «малыша» попросту игнорируются, и по оценкам учителей видно: они работают не с теми, кто есть перед ними, а с теми, кого они хотели бы видеть.
Несмотря на классную даму…
Сравнивая самооценку зрелости учеников обычной школы и гимназии, видим: самооценка гимназистов по параметрам «поиск себя в мире», переосмысление морально-нравственных норм, интерес к миру, бесхитростность, открытость – выше. Надо заметить, что и учителя гимназистов проставили детям более высокие баллы, чем учителя обычной школы. Связано ли это с особой программой обучения или с тем, что дети в гимназии из состоятельных семей? Неясно, но различие – налицо. И это почти единственное различие. Второе – десятиклассники обычной школы в самооценке показывают по сравнению с гимназистами более высокий уровень зрелости. Других же статистически значимых различий исследование не обнаружило.
Однако сама по себе уверенность взрослости человеку еще не прибавляет.
Кто как ссорится
Наша методика выявления уровня зрелости базируется на изучении поведения человека в конфликтной ситуации. Шестиклассники чаще отвечают: «уступлю, чтобы не ссориться», «всегда можно договориться».
Десятиклассники, напротив, проявляют поведенческую активность, эгоцентрическую мотивацию. Они чаще стремятся к субъективному результату в реализации ответственных дел – чтобы их заметили, похвалили, чтобы появилась уверенность в себе. То есть опять старшие оказываются младше, снова встает вопрос о неблагоприятной динамике личностного развития школьников.
Есть различия по школам. Ученики обычной школы в конфликте чаще испытывают негативные эмоции по сравнению с гимназистами, при реализации ответственных дел они испытывают больше трудностей, возможно, поэтому они чаще ссылаются на то, что им мешают другие люди и препятствуют какие-то внешние обстоятельства.
Гимназисты при реализации ответственных дел чаще испытывают положительные эмоции, осмысленность, предметную и субъектную результативность – хотят и дело сделать, и себя показать. При этом важно заметить, что все ответы гимназистов имеют низкий коэффициент искренности. Во-вторых, это чисто теоретические ответы: они знают, как надо поступать, и на себя предлагаемые ситуации не примеряют.
По модели детей
В системе ценностей среднестатистического шестиклассника на первом месте – общечеловеческие ценности, уровень «взрослый». Затем – мечты о переустройстве мира («юноша»), раздумья о месте человека в мире, его предназначении; идеализм, умение открыто и честно признавать свои недостатки. А вот дальше – крик «малыша» о помощи: потребность в ком-то, кто был бы рядом, научил, что нужно делать, дал бы возможность почувствовать себя уверенно.
У десятиклассника по-другому. Хотя на первом месте тоже уровень «взрослый», но лишь в аспекте усвоения теоретических знаний взрослого мира. О духовном совершенствовании речи не идет. Далее – идея успеха, надежда на удачу, связанная прежде всего с отсутствием контроля, восхищение собой и страсть к внешнему блеску – все черты «дошкольного» уровня зрелости. На третьем месте ценности возраста «подросток»: дух соперничества, стремление к победе, власти, высокому общественному положению, ненависть к неудачникам и слабым, жажда манипулировать людьми.
В представлении учителей
Когда я сравнивала самооценки школьников и экспертные оценки учителей по каждому ученику отдельно, соответствий оказалось очень мало. Ученики свою зрелость видят в одной пропорции, учителя – в противоположной. Взгляды на ребенка снаружи и изнутри значительно разнятся.
Оказалось, во-первых, что учителя с удовольствием приписывают старшеклассникам ценности «дошкольника», реже – «подростка», полагая, что это и есть «взрослый» уровень. И как бы ребята ни тяготели принять ценности уровня «взрослый», понятно, что в школе им это вряд ли удастся.
Установлена закономерность: чем ниже ученики оценивают свою поведенческую активность в конфликте, тем чаще учителя проставляют им высокий уровень зрелости, «взрослый». И наоборот: самым социоцентричным детям выставляется самый низкий уровень зрелости.
Высокую культуру саморегуляции учителя отметили именно у тех детей, которые зафиксировали у себя самый низкий уровень самооценки.
Самых тревожных детей назвали самыми уверенными в своих силах. Уровень образованности детей с уровнем зрелости коррелирует только в ответах учителей гуманитарных наук, а вот в сфере физико-математического образования корреляция обратная: обучение выращивает черты «малыша»: страх, тревогу, неуверенность.
И вообще, по экспертной оценке учителей, «взрослый» – это такой старшеклассник, который не проявляет поведенческой активности в конфликте, кому можно поручать ответственные дела и кто хорошо учится. Незрелые же личности в представлении учителей – это недобрые, невоспитанные, неаккуратные дети.
Грустно, еще грустнее
Что есть, то есть: оценки учителей – это одно, а то, как ребенок себя видит или как бы он хотел, чтобы его видели окружающие, – это совсем другое дело. Как исследователя меня такая ситуация насторожила, как бывшую отличницу – не удивила, а как мать – сильно расстроила: в школе сын проводит больше времени, чем со мной. И он, со всеми его плюсами и минусами, находится среди людей, которые видят в нем только удобного ученика.
А дети, вероятно, к этому привыкают. Сужу по первому дню, проведенному мной в школе, когда ребята откровенно потешались над некоторыми утверждениями международного теста: «Душе нужны неоткрытые земли», «Мне нравится кухня и обычаи большинства стран мира», «В каждой религии мира есть частица правды»…