Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Как же теперь содержать школу?

Так всегда в школе: в сентябре думаем маем, в мае – сентябрем. Еще не завершили один учебный год, а уже мысленно вступили в другой и начали в нем осматриваться.

Трудно предугадать, например, как повлияет введение нормативно-подушевого финансирования, которое запускается с нового учебного года, на нагрузку педагогов, их зарплату. Да и на само существование некоторых российских школ – не окажется ли оно под угрозой?

Завуч школы поселка городского типа пишет нам:

«Директор разложил вчера перед нами карты: исходя из того количества детей, которое у нас осталось, денег хватит только на зарплату, а на коммунальные услуги уже нет. Как теперь содержать школу?»

Этот вопрос волнует сегодня многих.

Отвечает Валерий Нестеров, министр образования и науки Свердловской области:

– В принципе наличие норматива при формировании бюджета образовательного учреждения – вещь правильная, она гарантирует тот минимум средств, который будет получен. Но подушевое финансирование – это еще не все деньги, которые придут в школу, это только субвенции от области на реализацию основных общеобразовательных программ. Часть денег поступает в школы из мест­ных бюджетов или в виде дотаций из областного. К тому же подушевое финансирование предусматривает разные нормативы для разных школ, например, финансовый норматив для начальной школы, находящейся в селе, в два раза больше, чем для школы в крупном городе.

Фонд оплаты труда будет иметь три составляющие: гарантированная оплата труда, надбавка за выполнение дополнительных функций и поощрительная творческая часть – все пункты оговорены. Это поможет уйти от единой тарифной сетки, которая не позволяет решать вопросы, связанные с личными успехами или неуспехами педагога. На сегодняшний день, к сожалению, не оплачивается самое главное – талант педагога, мы уравниваем творческих, увлеченных людей с обычными урокодателями. По новой системе тот, кто занимается только уроками, гарантированно получит деньги только за уроки.

В целом понятно: средства на оплату коммунальных услуг и труда педагогов извлекаются не из общего котла; для разных школ предусмотрены разные финансовые нормативы, а директор образовательного учреждения теперь волен сам определять зарплату педагогов.

Однако проблема недофинансирования малокомплектного ОУ – заметим, речь шла не о сельской школе – конечно же, есть. И решать ее, видимо, школе придется локально, на своей территории – с руководителем администрации поселка, родителями, общественностью. На свой лад.

В ситуации, когда требований к школе у всех много, а ресурсы на ее содержание все более сокращаются, в том числе из-за подушевого финансирования, школе без поддержки не обойтись. Условием же поддержки может стать открытое обсуждение ее проблем – не столько в учительской среде, сколько в социуме.

Лишь выйдя за стены школы, директор маленькой школы сможет получить сегодня ответ на вопрос «Как содержать школу?» и занять действенную позицию в решении судьбы вверенного ему образовательного учреждения.

Рейтинг@Mail.ru