Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Полное среднее обязательно для всех?

Депутаты законопроект поддержали. Но некоторые из них опасаются, что он породит процентоманию и формализм

Шестнадцатого мая Дума единогласно приняла в первом чтении законопроект об установлении обязательности общего образования. Представлявшие его заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин и первый зампред профильного комитета Госдумы Валентина Иванова охарактеризовали документ как социально значимый. Причем, как подчеркнула Валентина Иванова, федеральный центр отстает от Москвы, Алтайского края, других регионов, которые уже приняли такие законы.

Так, если сегодня обязательным для россиян является 9-летнее общее образование, то, согласно новому законопроекту, таковым становится 11-летнее полное среднее образование. Получить его обязан каждый ученик в возрасте до 18 лет включительно, но если по каким-то причинам он не успевает освоить школьную программу, срок обучения может быть продлен до достижения им 20 лет – с получением соответствующей отсрочки от службы в армии.

Право и обязанность получить полное среднее образование распространяются на заключенных, находящихся в местах лишения свободы, а также на лиц, проходящих обследование и лечение в противотуберкулезных медучреждениях. Соответственно в колониях и больницах для этих категорий должны быть созданы условия, необходимые для получения образования.

На комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства возлагается ответственность за получение полного среднего образования безнадзорными и беспризорными детьми.

За всех остальных несут ответственность родители и опекуны. В том числе они имеют право выбрать для детей, не достигших 16 лет, образовательные учреждения и формы образования (например, продолжить обучение после 9 класса можно в вечерней школе, ПТУ или ссузе, экстерном и т.д.). Задача органов управления образованием на местах – обеспечить учет детей, подлежащих обязательному обучению.

Единогласному принятию законопроекта во втором чтении предшествовала короткая, но острая дискуссия.

Представители парламентской оппозиции выразили несогласие с политикой государства, которое, с одной стороны, провозглашает общедоступность и обязательность 11-летнего общего образования, а с другой – закрывает малокомплектные школы в селах и городах, ссылаясь на принцип нормативно-подушевого финансирования, а также сокращает количество ПТУ и ссузов, в большинстве своем «переброшенных» с федерального на региональный уровень.

По мнению многих депутатов, все это ограничивает число продекларированных в законе разнообразных траекторий обучения.

В связи с этим член фракции «Родина» – «Патриоты России» Сергей Глотов призвал к восстановлению системы начального и среднего профобразования, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил за «расширение свободы выбора учащимися и педагогами предметов и учебников».

Зампред Комитета по образованию и науке, член КПРФ Олег Смолин идею законопроекта поддержал. В то же время он обратил внимание коллег на то, что его цель должна состоять не в том, чтобы «заставить педагогов учить, а детей – учиться 11 лет, а в том, чтобы создать для каждого подростка такие условия, в которых он мог бы и хотел учиться».

В противном случае, по мнению Олега Смолина, реализация законопроекта может обернуться процентоманией, формализмом и бюрократией.

Но главную тревогу и недоверие депутата вызывает утверждение разработчиков о том, что законопроект не потребует дополнительных расходов, поскольку нынешняя демографическая ситуация позволяет «принять на обучение всех выпускников 9 классов на базе существующей сети учреждений».

Этот тезис основан на том, что, согласно расчетам Минобрнауки, численность выпускников 9 классов ежегодно сокращается на 100–150 тыс. человек, а не получают полного среднего образования порядка 50 тыс. россиян. В качестве опровержения Олег Смолин привел статистические факты из доклада Андрея Фурсенко на одном из заседаний правительства, в котором утверждается, что около 15% детей не получают полного среднего образования.

Олег Смолин призвал рассматривать закон не торопясь, проведя тщательный мониторинг проблемы, и предложил создать рабочую группу для изучения мнений педагогического сообщества «во избежание профанации важного, хорошего дела».

Аналогичной позиции придерживается и ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург) Геннадий Бордовский. «Принудительность в нашем обществе порой выражается в крайних формах, – заявил он в своем недавнем выступлении по ТВ. – Например, в сельских районах, где у детей нет выбора, не желающих учиться будут приводить в школу под милицейским конвоем».

...Мы будем следить за развитием событий и общественным обсуждением законопроекта в рамках подготовки его ко второму чтению.

Рейтинг@Mail.ru