ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Когда общение без пива уже не обходится
Татьяна Емельянова, педагог-методист из Ханты-Мансийска, считает, что при всеобщем приятии и попустительстве взрослых дети стали относиться к пиву как к чему-то не вредному, вроде шипучки
Когда в школе проводят классный час, посвященный профилактике употребления спиртного, педагоги ждут, что на них обрушится шквал вопросов. Но подростки обычно молчат. Почему? Скорее всего никто из них не хочет светиться.
Ребята уверены, что им все равно не ответят. И думают, что рискнувшего задать вопрос возьмут на заметку и поставят в очередь за неприятностями. Но в том-то и задача профилактики – сделать так, чтобы этот честный разговор состоялся.
– Ситуация настолько обострилась?
– Психодиагносты, тестируя детей, показывают им картинку, на которой нарисован стакан с пенистым, душистым, освежающим напитком. И спрашивают: что это? Еще несколько лет назад на этот вопрос дети дружно отвечали: квас! А сейчас не только подростки, но и младшие школьники не сомневаются, что речь идет о пиве. Так что, как видите, слабоалкогольные напитки и пиво стали привычным и даже чуть ли не обязательным спутником подросткового досуга.
У нас площадь у фонтана в Центральном парке Ханты-Мансийска стала любимым местом подростковых тусовок. Вечерами вся площадь усеяна бутылками и банками из-под пива.
Пивной алкоголизм – беда не только нашего Севера. Хотя некоторые его особенности у нас выражены наиболее резко. Для Севера характерен вахтовый метод работы: папа-буровик, мама-повар отправляются на вахту, а подростки на две недели полностью предоставлены самим себе. Чем заняться? Ну конечно, пообщаться с друзьями! Вот только общение это без пива уже не обходится.
Подростки беспрепятственно покупают пиво. Карманные деньги им это позволяют. Зачастую родители знают, что деньги тратятся на пиво, но либо смотрят на это сквозь пальцы, либо откровенно разрешают. Рассуждают так: привычка, может, и не самая полезная, но и не вредная. Главное, мол, чтобы к водке ребенок не потянулся или к наркотикам, а пиво – оно же безобидное.
– Опасное заблуждение.
– Что пиво – не алкоголь, как-то незаметно внедрилось в подростковую среду. Исследования показывают: подростки искренне считают, что ведут абсолютно трезвый образ жизни, если пьют только пиво, а более крепких напитков не употребляют.
Родители пришли бы в ужас, если бы узнали, что сын или дочка выпили стакан водки, выскочив вечерком поболтать с приятелями. Да и сами подростки подумали бы, прежде чем согласиться пригубить сорокоградусный напиток. Но в том-то и коварство пива, что оно пьется легко. Объемы выпитого стремительно нарастают. Многие подростки признаются, что для них «нормально попить пивка» – это четыре бутылки по пол-литра или одна большая двухлитровая пластиковая бутыль за вечер. Не на всю компанию – на каждого!
– Как объяснить подросткам, что пиво – совсем не безопасный напиток?
– Можно предложить ребятам простую арифметическую задачку: какому количеству водки соответствуют два литра пива? Элементарные расчеты раскроют им глаза: два литра пива крепостью в четыре градуса как раз и будут соответствовать полному стакану водки.
Опьянение от пива такое же, как и от любого алкоголя. Возникают провалы в памяти, появляется агрессивность, жажда рискованных приключений. Недавно в Сургуте мальчишки, выпив пива, поспорили, что выпрыгнут из автобуса на полном ходу. И выпрыгнули. Теперь – инвалиды.
Утешать себя иллюзией, что слабоалкогольные напитки уберегут подростка от более опасных экспериментов с водкой или психоактивными веществами, глупо. Пиво «открывает им ворота»: подросток с бутылкой пива приучает свой организм к существованию в условиях химического изменения сознания.
– А школа может как-нибудь помочь подросткам и их семьям?
– Это очень и очень сложно. И хотя на стороне педагога будут выступать объективные свидетельства врачей, наркологов и милиции, дело с мертвой точки сдвинуть будет трудно. Потому что «на стороне пива» – устоявшиеся привычки, предрассудки, иллюзии, попустительство родителей. И не факт, что правдивая информация окажется для подростка убедительнее.
– Что же делать?
– В Сургуте, например, пошли по такому пути: социальные и наркологические службы города помогли создать подростковое общество трезвости «Надежда». Сами ребята, среди которых немало и тех, кто на собственном опыте испытал пивную зависимость, принимают участие в антиалкогольной профилактике в школах. Слово ровесника авторитетнее для подростков.