О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Стиль школьной жизни может проявляться в тысяче «мелочей». Это интерьер (известно, например, что в красивых, чистых и удобных помещениях дети ведут себя иначе, чем в запущенных и грязных), особенности работы завуча, манера учителей одеваться, двигаться и говорить… Но самое главное, из чего складывается стиль учебного заведения, отмечает председатель Карельского регионального общественного движения «Демократические реформы в образовании» В. Слуцкий в статье «Слагаемые управленческой компетентности директора школы» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 3 за 2007 год») – это его основные цели и задачи (разумеется, не провозглашаемые, а действительные). По наблюдениям автора, в некоторых «престижных» школах главная цель – известность и успехи, которыми можно похвастаться. В других образовательных учреждениях: внешний лоск и удовлетворение амбиций (как педагогов, так и детей). А в каких-то на первом плане – забота о детях. Главный вопрос и заключается в том, что для руководителя школы важнее всего. Сформировать стиль помимо основных целей школы нельзя. Но можно влиять на суть сложившихся отношений. Например, через введение новых традиций.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. В статье кандидата психологических наук И.Паршутина «Проблема подросткового суицида» («СПРАВОЧНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 2 за 2007 год) анализируются причины и проявления суицидального поведения. И.Паршутин обращает внимание педагогов на то, что в большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить. Большинство детей, покушавшихся на самоубийство, косвенно предупреждали ближайшее окружение о своем намерении. Например, уходили из дома или совершали какой-либо асоциальный поступок (воровство, хулиганство). О намерении свести счеты с жизнью могут свидетельствовать также следующие признаки: открытые и прямые высказывания о принятии решения покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете»); повышенный интерес к вопросам смерти, «загробной» жизни, разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме; раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; потеря интереса к привычным увлечениям; отстранение от друзей и семьи.
Первое правило взаимодействия с ребенком, у которого обнаружилась склонность к суициду: внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, с которой столкнулся ребенок.
Известно, что многие учителя страдают сердечно-сосудистыми, нервными и другими заболеваниями. Причины нездоровья не только в чрезмерной физической и психологической нагрузке (по данным социологических опросов, более 90% российских учителей сегодня работают на 1,5 – 2 ставки). Не менее существенный фактор – низкая культура здоровья. Как пишет кандидат биологических наук Л. Харитонова в статье «Способы самооздоровления. Материал для учителя» («НАЧАЛЬАЯ ШКОЛА», № 3 за 2007 год), чтобы специалист мог самореализоваться в профессиональной деятельности, он должен уметь восстанавливать свою работоспособность, устранять последствия профессионального утомления. Но исследования показывают, что учителя не умеют правильно отдыхать. В статье проводится следующая параллель: если автомобиль, идущий со скоростью 100 километров в час, резко остановить, то катастрофа неизбежна. Такими же неприятными последствиями для организма чревато резкое сокращение физической или интеллектуальной нагрузки. Привычный приток крови к нервным центрам прекращается – наступает крайний упадок сил, вялость, разбитость, приступы мигрени… Поэтому требуется постепенный переход на отдых. Просто смена впечатлений, поездка или путешествие не помогут. Лев Толстой, к примеру, ощущая переутомление от занятий литературным трудом, не бросал работу вовсе, а начинал заниматься греческим языком или хозяйством, входя в каждую мелочь.
Автор также предлагает читателям познакомиться с некоторыми упражнениями самооздоровления организма, которые могут помочь снять утомление в течение рабочего дня, устранить головную боль, повысить настроение.