ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Повторение пройденного материала
Три способа сделать его творческим
Нарисуй кольцо своих знаний
Повторяя объемный раздел или годичный курс, предложите ребятам нарисовать круговые диаграммы по данной теме, по предмету. В круге придется выделить определенные сектора, провести внутренние кольца, соединяя части на разных уровнях, выбрать ключевые понятия для того, чтобы записать их в соответствующей части круга. Разные люди выделят разные элементы, увидят разные зависимости. Разместив все круговые диаграммы на доске в классе, вы столкнете разные подходы к теме, разные взгляды на проблему. Обсуждение обнаруженных противоречий поможет и материал повторить (индивидуально – при выполнении диаграммы, коллективно – в обсуждении), и выявить в изученном предмете спорные вопросы, оригинальные подходы. Вместо завершающей точки в конце года у вас получится многоточие, не только итог, но и план работы на будущее: на лето (в экспдиции, в лагере), на следующий год.
Тематические обои
Развесьте в классе большие листы бумаги (куски старых обоев, страницы больших календарей, чистые с обратной стороны). На каждом сверху напишите одно ключевое слово, словосочетание, связанное с повторяемой темой. Ученики на маленьких листочках записывают, что они знают про указанные понятия, что умеют делать в связанной с ними области, а также фиксируют свои вопросы, непонимание. Можно предложить взять бумажки разных цветов для разных типов сообщений (знание, умение, вопрос). Все листочки, подписанные или нет (кому-то страшно публично признаться в незнании), написанные серьезно или с долей иронии, прикрепляются к листам булавками, капелькой клея. Большие листы становятся предметом обсуждения для класса или отдельной группы. Нужно, проанализировав все приклеенные записи, выделить ключевые формулировки, наметить связи между отдельными частями. Теперь самое время проводить контрольную на повторение. А заодно планировать работу на следующий год, опираясь на заданные ребятами вопросы, вспоминая возникшие дискуссии, обнаруженные пробелы и сильные стороны каждого ученика.
Звезда науки
На листе бумаги ученик рисует большую звезду, в центре которой он сам, пусть и очень схематично изображенный. Именно он – центр образовательного процесса. В верхний луч, над головой, ребенок вписывает виды деятельности, которыми он занимался на уроках в течение четверти (полугодия, года): отвечал на вопросы, ставил опыты, участвовал в обсуждениях, ошибался, находил решение. В луч «правой руки» записываются все пространства, где происходило развитие предметных представлений. Помимо уроков это могут быть мастерские, факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, соревнования, игры. В луче «левой руки» стоит перечислить всех тех, кто помогал ребенку познавать данную науку: учитель, одноклассники, которые что-то объясняли или, наоборот, задавая вопросы, помогали понять сложные темы, возможно, родители, другие педагоги школы, авторы интересных книг или статей. В левом нижнем луче – понятия, термины, изученные на данном предмете. В правом нижнем луче – глобальные проблемы (философские, социальные, экологические), которые, с точки зрения ученика, связаны с изученным материалом. Даже создание такой звезды – уже обобщение пройденного. А уж если удастся провести коллективное обсуждение звезд в классе, значит, год не прошел даром.
Повторяя с ребятами пройденный материал и стараясь сделать это творчески, проверьте, в каких формах проходило у вас коллективное обсуждение в течение последней недели:
– схема в форме звезды,
– круговая диаграмма,
– обычная таблица,
– большие листы с приклеенными бумажками,
– другая форма.