Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Идеи для...

Шуточный тест

Смеясь, мы лучше понимаем свои ошибки. Время от времени «подлавливайте» своих учеников, чтобы они всегда были настороже и внимательно читали задания. Например, дайте за три минуты до конца урока самостоятельную работу «на оценку» по карточке с таким набором заданий:

1. Внимательно прочитайте все задания, прежде чем выполнять их.

2. Напишите свою фамилию вверху справа.

3. Подчеркните слово «фамилия» из 2-го задания.

4. Поставьте внизу страницы крестик.

5. Обведите этот крестик в кружок.

6. Напишите слева в столбик цифры от 1 до 9.

7. Если вы успели дойти до этого пункта, громко скажите: «Я успел!».

8. Теперь, когда вы прочитали все задания до конца, сделайте только 1-е и 2-е задания.

Вы удивитесь, как много ребят в классе неожиданно начнут выкрикивать: «Я успел!». Не забудьте, отсмеявшись, обсудить, чему нас учит это упражнение.

Пояс за монолог

В школе ребенок не должен много говорить. Он или молча слушает, или дает точные краткие ответы, два-три предложения, на вопрос учителя. И чем ближе экзамен, тестирование, тем реже мы разговариваем с учеником: раздали задания, карточки, собрали, проверили, объяснили ошибки. Ученики и сами предпочитают молчать: из-за робости, из-за неумения выразить себя, из-за страха выглядеть неловко в глазах одноклассников (слишком глупым или слишком старательным). Но монологическая речь чрезвычайно важна для подростка. Поэтому необходимо дать ученикам возможность проговорить то, что им предстоит написать, осмыслить.

Например, регулярно в течение 10 минут в начале каждого урока слушать двух-трехминутные доклады. Темы, заранее данные ученикам, могут быть подготовлены по учебнику или с использованием дополнительных источников. Высказываются двое-трое, остальные слушают, добавляют, главное – оценивают, представляя, как могли бы выступить сами. Оценивать можно из трех позиций: время (уложился – не уложился, затянул вступление, скомкал финал, закончил раньше срока), этикет (громко или тихо, с использованием научных или просторечных выражений, быстро – медленно, по бумажке или своими словами), содержание (важные факты, интересные подробности, существенные детали: упоминание необходимых дат, имен, терминов). По этим трем критериям выделяем категории докладчиков, раздаем, скажем, как в карате, пояса.

Начинающий докладчик, обладатель белого пояса, должен продержаться от 15 до 30 секунд, быть услышанным хотя бы на первых двух партах, упомянуть не менее 2–3 точных фактов. Владельцу зеленого пояса (средний уровень) уже нужно говорить своими словами (изредка поглядывая в записи) не менее полутора-двух минут, быть услышанным с последней парты, рассказывать не монотонно, без грубых фактических и речевых ошибок, передать не менее 5–7 важных фактов. Высший пилотаж – черный пояс. Говорит три минуты, не заглядывая в бумажку, в речи есть и вступление, и заключение, докладчика слышат и понимают все, он рассказывает интересно, с личным отношением, сообщает факты, которых нет в учебнике. Никаких ошибок. Сложные для слушателей слова объясняются по ходу выступления. Конечно, на пути от белого пояса к черному должно быть много разноцветных ступенек (желтая, оранжевая, синяя), их критерии учитель разработает сам или вместе с учениками. Тогда появятся ближайшие цели, к которым можно стремиться, и значимые символы продвижения.

Рейтинг@Mail.ru