Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Леонтьева Ольга

Как провести интегрированное занятие?

Главное, чтобы в заголовках будущих докладов и проектов ваших учеников было как можно больше конкретных вопросов

Взгляните на любое школьное расписание уроков: физика, биология, история, МХК – жизнь, окружающая ребенка разъята на множество не связанных друг с другом частей. Смогут ли наши ученики из независимых фрагментов, полученных за одиннадцать лет учебы, сложить цельное представление о мире?

Многие учителя, рано или поздно задавшие себе этот вопрос, стараются провести интегрированные занятия или серию интегрированных уроков. И в ходе этой работы показать: отдельные учебные предметы – не больше чем разные точки зрения на реально существующие целостные объекты изучения; научные знания – способ описания этих объектов.

Форму интегрированного занятия особенно удобно попробовать сейчас, в конце учебного года, в тех параллелях, где не сдают экзамены: программа в основном пройдена, да и традиционное подведение итогов года в виде контрольных и тестов давно набило оскомину. Вот и попробуем иначе взглянуть на результаты совместной работы в виде интегрированного урока.

Чтобы занятие прошло успешно

Проще всего провести один интегрированный урок. И планироваться он должен в сотрудничестве с ребятами. Целью занятия может быть как подведение итогов работы за конкретный период, так и повышение интереса ребят к учебе, например, в предстоящей четверти. Главное, не забывать, что цель должна быть озвучена в начале занятия, а в конце – подведены соответствующие итоги.

Выбор темы. Тему урока лучше всего обсудить с детьми после того, как им будет объяснена технология его проведения.

Например: урок будет проведен в виде «круглого стола», участниками которого станут все ученики класса. На это занятие каждый (индивидуально или в небольших группах) приготовит рассказ (модель, демонстрационный материал, другую форму презентации).

Или: урок мы проведем в виде научной конференции…

Или: урок будет проводиться как конкурс авторов проектов… и так далее.

После этого обсуждается будущая тема, которой может стать:

– объект, который совершенно не связан с изучаемой школьной дисциплиной (например, если это урок математики, темой урока можно сделать розу, а если биология – компьютер);

– объект, ставший для всех привычным, но на другом предмете учебного цикла (например, на интегрированный урок по математике, иностранному языку и химии выбирается тема «Бабочка» – объект изучения в биологии);

– объект, который только недавно изучался на этом предмете (например, «Роза» – на уроке биологии).

Предварительная работа. После того как ребята выберут и сформулируют (вместе с педагогом, естественно) тему урока, например «Математики о розе», нужно провести работу по его подготовке. Вряд ли дети сами сообразят, что роза – интереснейший объект для математического описания, ведь можно не только сосчитать, сколько лепестков или тычинок в цветке, можно:

– попытаться найти связь между длиной лепестков и длиной шипов;

– вычислить концентрацию необходимых удобрений в воде для полива цветка.

Учтите: полет фантазии ваших учеников прямо пропорционален вашей!

Идеи сначала набрасываются в общей группе, например в классе. Главное, чтобы в заголовках будущих докладов (или авторских проектов, это зависит от формы проведения урока) было как можно больше конкретных вопросов. Например, в выбранном нами случае общей темой может стать «Математическое описание розы».

В ходе подготовки к такому уроку необходимо выделить время для индивидуальных или групповых консультаций. Детям будет необходима помощь: рассказывать о своем исследовании на уроке нужно будет не просто «понятно», но и интересно, так, чтобы слушатели-одноклассники поняли связь между представляемой работой, темой урока и изучаемым предметом школьного цикла. Юмористические, веселые работы только оживят урок, их не стоит бояться.

Если же будет выбрана тема, непосредственно относящаяся к учебному предмету, то докладчики должны будут представлять ученых из других областей человеческого знания. Например, тема «Роза» взята на интегрированном уроке по биологии. Возможные темы для докладов:

– роза как объект для математического описания;

– розы в разных странах (географический подход);

– история распространения розы как культурного растения (исторический подход);

– рассказ о розе «заморских» гостей (доклад на изучаемом иностранном языке с переводом);

– подкормка розы (химический подход).

Этот же вариант можно использовать, если несколько предметников выбирают темой интегрированного урока объект из далекой для них области жизни или человеческого знания.

Учебный день как интеграция учебных предметов

Если в школе есть возможность для проведения нескольких уроков на одну тему (или целого учебного дня), доклады превратятся в темы для обсуждения, дискуссионные клубы.

День интегрированного обучения можно проводить как для одного класса, так и для нескольких, в том числе для ребят разных возрастов.

В конце такого дня можно организовать общее подведение итогов: конференцию, торжественное закрытие дня, спектакль, КВН, игру «Что? Где? Когда?».

В одной из московских школ был проведен день, посвященный бегу. Какое отношение к бегу имеют все предметы школьного цикла, кроме физической культуры? Самое непосредственное: технология спортивного бега изменялась с ходом истории (подключились историки); многие современные рекорды в беге сделаны благодаря бионике (здесь инициатива была за биологами); при беге в организме человека происходят важные химические процессы, о которых нужно и полезно знать каждому (химия); можно описать бег как процесс физического перемещения тела (физики предложили свой взгляд на проблему бега).

Докладчиками были, естественно, ребята – консультанты по отдельным предметам.

Выбор темы дня. Темой такого интегрированного учебного дня может стать любой объект или процесс, хорошо знакомый учителю и ребятам. «Завтрак», «сон», «чайник», «костер», «мытье посуды» – список может быть продолжен до бесконечности. Такие занятия или учебные дни тем и интересны, что их многообразие неограниченно, а выбор становится первым этапом интеграции: тему определяют все будущие участники работы.

При выборе темы можно провести аукцион: тема, к которой будет придумано наибольшее количество разделов (вопросов), выбирается для интегрированного дня. Сам процесс такого аукциона – очень продуктивная учебная работа. В это время каждый из присутствующих учится смотреть на знакомые с детства объекты и действия с новой для себя точки зрения; учится использовать уже полученные фрагментарные знания в новой, непривычной учебной ситуации.

Результаты

В заключение – о том, что может стать итогом интегрированного урока или целого учебного дня. Не стоит думать, что результаты можно будет увидеть немедленно, да еще в виде стандартных «знаний».

По завершении работы стоит поговорить с ребятами о том, как они готовились, что из задуманного удалось, что – не получилось. Каждый скажет о себе, в том числе и учитель (учителя). Такой разговор, если педагог сумеет его провести как дружеский, рефлексивный, и будет главным результатом для каждого участника.

Может измениться взгляд ребят на окружающий их мир, на учебные предметы, а иногда – и друг на друга. Неужели этого мало?

Если же вы уверены, что отметки нужно поставить (например, это итоговый урок в четверти), – поставьте наивысшие баллы всем, кто активно участвовал в работе. И наберитесь терпения. Чужой взгляд на мир и его трансформацию вы не сможете оценить по пятибалльной шкале, даже пытаться не стоит.

А вот на уроках, на самых обычных уроках, вы не раз вспомните о том, что происходило. Тогда и сумеете найти, как этот новый взгляд использовать. А может быть, вашим ученикам так понравится глядеть на мир целостный, а не мозаичный, что они решат в каждой четверти следующего учебного года проводить по интегрированному дню. И темы придумают сами... Кто знает?

Рейтинг@Mail.ru