Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Основы православной культуры станут федеральными?

РПЦ и православные общественные организации добиваются включения ОПК в государственный образовательный стандарт

Впервые идея сделать Основы православной культуры (ОПК) обязательным предметом была озвучена несколько лет назад.

За это время в нескольких регионах она была реализована – ОПК включили в региональный компонент стандарта. Однако новый законопроект Министерства образования и науки отменяет деление стандарта на компоненты.

Если законопроект будет принят, преподавание ОПК как предмета регионального компонента придется отменить. Естественно, сторонников изучения Основ православной культуры это не устраивает. Более того – в отмене компонентов они видят возможность сделать ОПК обязательным предметом для всех школ страны.

ОПК на образовательной карте страны

По данным Министерства образования и науки, в прошлом году в 35 регионах страны православную культуру изучали до тысячи школьников, в 17 регионах – по нескольку тысяч, в восьми – преподавание велось полномасштабно. В школах Белгородской, Калужской, Смоленской и Брянской областей Основы православной культуры с 2006 года стали обязательным предметом.

С 1 сентября нынешнего года ОПК вводится в восьмых классах школ Воронежской области. А во Владимирской области администрации школ намерены согласовывать преподавание Основ православной культуры с муниципалитетами.

Многие институты повышения квалификации заключают соглашения о сотрудничестве с местными епархиями с целью подготовки педагогов – преподавателей ОПК.

Предложения Общественной палаты

Параллельно разные общественные организации прорабатывают нормативно-правовые аспекты преподавания религиозной культуры в школе. В конце минувшего года свои предложения на этот счет представила Общественная палата РФ.

Суть предложений сводится к трем тезисам:

– преподавание учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (Основы православной культуры, Культура ислама, Традиции иудаизма и т.п.) должно быть добровольным для учеников. Для тех, кто от этих курсов отказался, нужно организовывать изучение философско-этических, философско-культурологических дисциплин (этика, история этики, философская культура);

– порядок изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций должен быть закреплен законодательно;

– базовые мировоззренческие представления (о происхождении жизни и человека, смысле жизни человека и смысле истории, сущности человека и т.п.) в основных, обязательных для всех школьников учебных курсах – история, обществознание, биология и др. – должны преподаваться на вариативной основе, не допуская односторонней идеологизации учебного материала.

Последний пункт отражает скандал вокруг теории Дарвина о происхождении человека. (Уже год петербургская школьница Мария Шрайбер пытается отсудить право не изучать ее в школе; об этом процессе много писали СМИ.)

В резолюции XI Всемирного Русского народного собора «О преподавании Основ православной культуры в школе», принятой 5 февраля текущего года, тезис Общественной палаты получил дальнейшее развитие: «Светское не значит атеистическое. Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе».

Общественный совет при министерстве – против

Против преподавания ОПК в школе выступают Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин и другие правозащитники, члены Общественного совета при Министерстве образования и науки. Они считают, что преподавание такого предмета нарушает принцип светскости образования, закрепленный Конституцией, Законом «Об образовании» и Законом «О свободе совести и религиозных объединениях».

– Основы традиционных религий должны преподаваться только на факультативной основе или вне школы, – заявляют участники Общественного совета, известные писатели, ученые, педагоги, журналисты.

В качестве альтернативы они рекомендовали курс «История мировых религий», разработанный академиком РАН Александром Чубарьяном. Все основные традиционные религии России (ислам, христианство, иудаизм, буддизм) рассматриваются авторами этого курса в историческом и культурологическом ключе.

– Представители всех конфессий дали положительные отзывы на этот учебник, максимально были учтены замечания, высказанные Московской патриархией, – подчеркнул Александр Чубарьян.

– Такой подход позволит соблюсти баланс интересов верующих и атеистов и в конечном итоге будет способствовать консолидации общества, ­ – заявили члены Общественного совета и представители различных конфессий на совместном заседании в конце марта нынешнего года.

Не согласились с этим только православные священники. По их словам, положительный отзыв Московской патриархии на учебник «История мировых религий» не означает того, что патриархия поддерживает преподавание такой дисциплины.

Члены Общественного совета настаивают на том, чтобы преподавание нового культурологического предмета началось с 1 сентября нынешнего года.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал, что рекомендации Общественного совета «будут учтены в максимальной степени». Но что на самом деле означает ответ министра, пока неясно.

«Нет хороших учебников…»

В свою очередь православные общественные организации намерены добиваться, чтобы Основы православной культуры были включены в федеральный компонент БУПа и чтобы преподавание ОПК было прописано в Законе «Об образовании».

Об этом стало известно на «круглом столе», посвященном преподаванию ОПК в школе, который на днях прошел в рамках Российского образовательного форума в Сокольниках. В обсуждении приняли участие представители Русской Православной Церкви (РПЦ) и православных общественных движений, преподаватели ОПК в школах и вузах.

Оппонентов организаторы решили не приглашать. Всех, кто выступает против изучения ОПК, участники «круглого стола» назвали «агрессивным меньшинством».

Однако большинство, к которому причислили себя собравшиеся, тоже оказалось агрессивным. В выступлениях «батальные» термины чередовались с криминальным жаргоном: «борьба за умы», «линия фронта», «редуты растут» и даже «за базар ответят».

Последние слова были адресованы членам Общественного совета при Министерстве образования и науки. Участники «круглого стола» предлагали засыпать их судебными исками за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни.

26 мая на Славянской площади в Москве запланирована акция в защиту ОПК, участники которой намерены выразить недоверие Общественному совету, а заодно потребовать отставки Андрея Фурсенко.

Но как выяснилось, подобные «боевые действия» поддерживают отнюдь не все.

– Наша боевитость должна сочетаться с тактом, – высказалась преподаватель Академии последипломного образования Светлана Лайнэ. – Действия в лоб обрекают нас на неудачу. Поэтому нельзя перегибать палку и навязывать этот курс представителям других конфессий или тем, кто просто не желает его изучать.

Такого же мнения придерживается и автор учебника «Основы православной культуры» Ольга Янушкявичене, которая преподает этот курс в одной из русских школ Литвы. По ее словам, классы там делятся на две подгруппы: одни изучают православие, другие – этику.

Некоторые священники обеспокоены качеством преподавания ОПК.

– Нет хороших учебников, раскрывающих сущность христианской культуры. Мало квалифицированных педагогов, способных грамотно преподнести этот предмет. В результате преподавание ОПК зачастую сводится к Закону Божьему, – признался иерей Сергий (Заруцкий), пресс-секретарь Воронежско-Борисоглебской епархии.

– Лучше вообще не преподавать ОПК, чем преподавать бездарно, – убежден протоиерей Василий (Попов). – Некоторые воцерковленные учителя навязывают детям свое мировоззрение, и это вызывает у них отторжение.

Почему вокруг ОПК развернулась такая нешуточная борьба? На этот вопрос ответили сами участники «круглого стола».

Борьба за место в федеральном стандарте

– Идет борьба за сознание наших детей, – заявила ректор Московского института образования и развития личности Ольга Попова, по мнению которой необходимо включить элементы православной культуры во все дисциплины Базисного учебного плана.

Особые надежды Ольга Попова и ее единомышленники возлагают на новые стандарты.

С одной стороны, их тревожит то, что согласно министерскому законопроекту отменяется региональный компонент стандарта, в который сейчас власти субъектов РФ включают Основы православной культуры. С другой – открывается возможность добиться включения ОПК в федеральный стандарт. Но для этого придется убеждать представителей законодательной и исполнительной власти, вплоть до президента, в необходимости такого нововведения.

Доводов в пользу такого решения несколько.

Первый – утверждение о том, что ОПК не религиозный, а культурологический предмет и его изучение способствует более глубокому пониманию русской литературы и истории.

Это утверждение опровергли сами же участники «круглого стола», говоря о том, что зачастую преподавание ОПК сводится к Закону Божьему. Более того, рассказывалось о том, что в некоторых школах уже появились молельные комнаты. Да и сама программа курса предусматривает изучение церковных праздников, обычаев, традиций, житий святых, а во внеурочное время посещение монастырей. Несмотря на то что подготовка учителей ОПК осуществляется в государственных вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования, такие курсы чаще всего ведут священнослужители.

Второй аргумент состоит в том, что подавляющее большинство населения в России исповедует православие. В документах «круглого стола» приводятся данные о том, что за преподавание ОПК высказались 93% родителей в Курской области и 77% – в Ногинском районе Московской области. Среди кого проводились опросы, не уточняется.

Третий довод сражает наповал: в тех регионах, где школьники изучают ОПК, «заметно снизилась детская преступность, укрепился институт семьи, повысился уровень нравственности и терпимости молодежи не только друг к другу, но и к представителям различных диаспор, проживающих на той же территории». Это один из тезисов резолюции, принятой участниками «круглого стола».

Никаких фактов в доказательство этого тезиса не приводится. Не исключено, потому, что факты скорее его опровергают. Например, Воронежская область, где Основы православной культуры преподаются факультативно, а с 1 сентября 2007 года будут введены как обязательный предмет в восьмых классах, занимает печальное первое место среди всех субъектов РФ по числу убийств иностранных студентов, совершенных «на почве межнациональной розни».

Рейтинг@Mail.ru