ДЕТНЫЙ МИР
Можно ли воспитывать по советам?
Воспитание – модная тема. Книжками для родителей заполнены прилавки магазинов: «Как воспитать мальчика», «У вас растет девочка?», «Школа для трудных родителей». Советы дают телевизионные суперняни и доктор Курпатов. Ни один глянцевый журнал не обходится без рекомендаций по воспитанию детей.
Казалось бы, все это говорит о росте родительской культуры в обществе. Люди интересуются, читают, прислушиваются. Удивляются, но пробуют. Порой просто любопытствуют: надо же! Сегодня чтение советов по поводу воспитания, обмен советами можно выделить в особый жанр родительского поведения. Своего рода отдушина для многих мам и бабушек, иногда и пап, имеющих дело с детьми. Говорят: «Теперь советуют не запрещать…», и это звучит почти так же, как: «В этом сезоне актуально синее» – легко, стильно. И очень поверхностно.
Надо сказать, увлеченность родителей этой темой передается и детям. Недавно ко мне в кабинет зашла третьеклассница, чтобы поговорить о… роли родителей в воспитании ребенка. Оказывается, она прочитала книжку, которую мама купила для себя. Девочка поделилась впечатлениями:
– Я тут прочитала: ребенок увидел другого ребенка, у которого нет друзей, и решил ему помочь, успокоил, а потом стал думать, с кем его познакомить. В книжке написано, что этот ребенок не хочет помогать сам, а хочет, чтобы другой мальчик или девочка помогали. Это же не так, он уже помогает! Главное, он заметил.
…В книжке пишут, как исправлять ситуации, это интересно. Но не пишут, как живет ребенок, если дома много ругани, например. В семье, может, накопилось столько дел, которые уже натворили, а им пишут: надо доверять друг другу. И они решили: «Все, будем следовать советам, мы решили уважать ребенка и доверять ему». А он привык врать! И толку от такого решения не будет. Надо смотреть, как и что делает человек, думать, почему с ним такое происходит. Глупо ведь это – просто следовать советам.
Что тут сказать? Девочка права. Никакая книжка не будет полезной, если родительское мировоззрение не готово к целостному видению проблем ребенка. И если мама увлеченно читает педагогическую литературу и теоретически знает, как следует поступать в том или ином случае, а понять собственного ребенка не дает себе труда, прок от ее занятий невелик.
Никакие советы не помогают несговорчивым, не привыкшим учитывать законы детского мира родителям. Не могут они наладить отношения с детьми, потому что и в книге, и в беседе со специалистом находят только подтверждение своим угрюмым мыслям: «И я так делаю, а толку?» или: «Сами вы ничего не понимаете!»
И все-таки в советах есть толк, нельзя их сбрасывать со счетов. Журналы, книги, теле- и радиопередачи на воспитательные темы формируют образ родителя нового поколения. Задаются нормы, которые постепенно приживаются в обществе. Родители начинают воспитывать своих детей иначе, чем воспитывали их: становятся более внимательными, прислушиваются, участвуют в жизни детей и… начинают сами понимать законы воспитания и выводить свои правила. По ситуации. По наитию. Под свою ответственность.
Но почему установки меняются так медленно? Об этом поговорим в следующий раз.